Меню

Ярослав савицкий священномученик протоиерей икона

САВИЦКИЙ ЯРОСЛАВ ИСААКОВИЧ

Ярослав Исаакович Савицкий

Ярослав Исаакович Савицкий (1882 — 1937), протоиерей, священномученик

Родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона.

В 1903 году окончил Литовскую духовную семинарию по второму разряду, после чего работал сначала школьным учителем, а затем псаломщиком.

Женился на Ольге Федоровне. Дети: Леонид (1906 г.р.), Георгий (1907 г.р.), Нина (1911 г.р.).

18 декабря 1904 года определен священником к церкви с. Переволоки Слонимского уезда. 13 февраля 1905 года был рукоположен во диакона [1], 20 февраля 1905 года был рукоположен во священника [2].

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря были эвакуированы из-под Гродно в центральную Россию. В 1915 году эвакуированный монастырь разместился в Александринском дворце в Нескучном Саду. Так семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В январе 1918 года по ходатайству патриарха Тихона Красностокский женский монастырь был переведен в здания Екатерининской пустыни Подольского уезда, где ранее располагался мужской монастырь, переведенный зимой 1918 года в Серпуховский Высоцкий монастырь.

Прот. Ярослав Савицкий, 1937 год, тюремное фото

В 1919 году монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «Протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно о.Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав был возведен в сан протоиерея.

В двадцатые годы он и члены его семьи были лишены избирательных прав.

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 году отец Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.

Когда о.Ярослав с семьей переехал в с.Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма М.Ф.Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста о.Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей с.Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечали его образованность, ум и силу характера Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, о. Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье батюшки, — у него было больное сердце.

В 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Сщмч. Ярослав Савицкий. Икона

27 ноября 1937 года около двух часов ночи он был арестован по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Во время следствия содержался под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.

Из свидетельских показаний:

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года отец Ярослав был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен на полигоне Бутово под Москвой.

После ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей о.Ярослава в то время уже жили и работали в Москве.

15 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской обл. по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Награды

Использованные материалы

  • Протоиерей Олег Митров. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003 год, стр. 234-236
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe. 356
  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
    • http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuF. tk*

[1] Гродненские епархиальные ведомости. 1905 г. N 8. С.216

[2] Гродненские епархиальные ведомости. 1905 г. N9. С.246

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/13677172.html

Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Ярослав (Савицкий)

Составитель священник Олег Митров

Священномученик Ярослав родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона Исаака Савицкого. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал сначала учителем, а затем псаломщиком. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне. У них родилось два сына и дочь.

Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда Московской губернии, где в то время располагался мужской монастырь.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «Протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был возведен в сан протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «Отец Ярослав Савицкий… перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом. усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу, – палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В двадцатые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав.

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 году отец Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.

В это время»строители светлого будущего»провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания обрушилась и на крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т. е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков».

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли и жить им стало негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких прожила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери хозяйки дома, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.

По свидетельству жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность в пастырском служении вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Отца Ярослава арестовали 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года отец Ярослав был приговорен к расстрелу. Протоиерей Ярослав Савицкий был расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен на полигоне Бутово под Москвой.

ЦГАМО. Ф. 66, оп. 11, д. 233, д. 8007. Ф. 66, оп. 25, д. 128, д. 146. Ф. 2482, оп. 1, д. 30.

Воспоминания жительницы села Старый Ям Зинаиды Александровны Кишенковой.

Воспоминания жительницы села Старый Ям Галины Николаевны Расторгуевой (со слов ее дочери Маргариты Иосифовны Воловиковой).

История Русской Церкви, кн. 8, ч. II. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997.

Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / [Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. — Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitija-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskih-xx-veka/148

Житие священномученика протоиерея Ярослава Савицкого, Ямского


Протоиерей Ярослав
Савицкий

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году — второй сын Георгий, а в 1911 году — дочь Нина.

М естом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а, точнее, в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас — около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.


Икона священномученика
протоиерея Ярослава
Савицкого, Ямского

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу — палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 — 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.


Книга о житии священника
Ярослава Савицкого

В это время «строители светлого будущего» провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная компания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков». (Из материалов следственного дела. Показания свидетеля.) Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах — крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

К огда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила семья прихожанки храма Марии Федоровны Кишенковой. В ее доме (он сохранился до наших дней), в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, отец Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству.

Э ти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава вызвали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом «за покупку свечей» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, — у него было больное сердце.

В обвинительном заключении отца Ярослава приводятся такие его слова, записанные рукой сотрудника НКВД: «Советская власть никого не щадит, даже и с святой церкви сдирает последние гроши». И далее после запрета ходить по домам с иконами отец Ярослав обращается к советской власти: «Все равно не заглушить православную веру, вам скорее придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения». Сейчас невозможно установить, говорил ли так сам отец Ярослав, или это только показания лжесвидетелей, но, в любом случае, безбожная власть не могла терпеть рядом с собой такую яркую и несгибаемую личность, какой был ямской настоятель.


Выписка из протокола
решения «тройки»

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности». Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, антихристианской власти для совершения ее «правосудия» хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно, возможно — это полигон «Бутово», куда свозили на расстрел узников московских и областных тюрем.

П осле ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей отца Ярослава в то время уже жили и работали в Москве. Богослужение в храме свв. мчч. Флора и Лавра было возобновлено в 1990 году. С тех пор духовенство и прихожане храма молились об упокоении убиенного протоиерея Ярослава. А с августа 2000 года после канонизации Архиерейским Собором сонма новомучеников и исповедников Российских — прибегают к молитвенной помощи священномученика Ярослава Ямского.

С Божией помощью и при участии прихожанина Храма рождества Богородицы в деревне Поярково Александра Трофимова вышла в свет интересная книга, посвященная жизнеописанию священномученика Ярослава Савицкого и преподобномученика Иоасафа (Крымзина). В житие священномученика Ярослава включены важные для наших дней материалы, свидетельствующие о неразрывной связи Белой и Великой Руси, помогающие укрепить духовное единство братских славянских народов. Издание впервые воспроизводит иконы святым, написанные прихожанином и храмовым иконописцем Владимиром Сидельниковым, а также тропарь и кондак преподобномученику Иоасафу, тропари, кондак и молитву священномученику Ярославу.
Информация этого абзаца взята с сайта Храма рождества Богородицы в деревне Поярково.

О тец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября/8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января/7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Источник статьи: http://www.floralavra.ru/cntnt/istoriya_h/zhitie_svy2.html

Читайте также:  Празднование иконы божией матери знамение когда