Меню

Ярославская икона куликовская битва

Сергий Радонежский с житием

  • Данилова, Мнева 1959: 1650–1660-е годы
  • Воейкова, Митрофанов 1973: Вторая половина XVII в.
  • Ярославская иконопись 1981: XVII в.
  • Масленицын 1983: Середина XVII в.
  • Брюсова 1984: Ок. 1680 г.
  • Преподобный Сергий Радонежский 1992: Ок. 1680 г.
  • Русское искусство 2000: Первая половина XVII в.
  • Комашко, Саенкова 2007: Конец XVI в. (конец XVII века — сцены в среднике и надставка с изображением Мамаева побоища)
  • Иконы Ярославля 2009: Конец XVI — начало XVII вв. (фигура в среднике и житийные клейма); около 1680 года (сцены в среднике); после 1684 года, Федор Федоров (?) (сцены сказания о Мамаевом побоище)

¦ Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве
Конец XVI века; конец XVII века (сцены в среднике и надставка с изображением Мамаева побоища). Москва; Ярославль
173 × 113 см. Дерево, темпера
ЯХМ, инв. № И-394
Из церкви Троицы Власьевского прихода в Ярославле

Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1392) — самый почитаемый русский святой. Родился в Ростове Великом в семье бояр Кирилла и Марии, переехавших затем в Радонеж. В крещении получил имя Варфоломей. В молодые годы вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном удалился в пустынное место на гору Маковец, принял монашеский постриг с именем Сергий и после ухода брата в Москву построил церковь в честь Святой Троицы. С увеличением численности братии в 1354 году был рукоположен и возведен в игумены в г. Переславле-Залесском епископом Афанасием. По благословению константинопольского патриарха Филофея ввел в монастыре общежительный устав. Когда братия высказала недовольство строгими порядками в монастыре, удалился
¦ на новое место, основав Киржачскую обитель, но затем по настоянию братии и митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь. Перед Куликовской битвой к св. Сергию за благословением приходил князь Димитрий Донской. Св. Сергий при жизни удостоился явления Богоматери. Его ученики и последователи основали около 40 новых монастырей. Мощи св. Сергия обретены в 1422 году при строительстве каменного Троицкого собора. Память преподобного отмечается дважды — 25 сентября / 8 октября и 5/18 июля (Обретение мощей).

Древнейшая редакция Жития св. Сергия создана через 26 лет после его смерти Епифанием Премудрым. Во второй половине XV века оно переработано Пахомием Сербом, который также написал службу св. Сергию и Похвальное слово. В 1640-х годах келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин написал новую редакцию Жития, в котором также кратко описывается история монастыря и его осада поляками в Смутное время. Житийная иконография преподобного Сергия разнообразна по своему составу. Публикуемая икона представляет собой уникальный образец соединения житийного повествования с двумя историческими сказаниями. Нижнее поле иконы в конце XVII века было надставлено доской с изображением сюжетов Сказания о Мамаевом побоище, в котором участвовали два ученика св. Сергия — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На фоне иконы дописаны также сюжеты с историческими событиями конца XV — начала XVII века, включая сцены осады монастыря в Смутное время, когда св. Сергий неоднократно являлся монахам и воинам, поддерживая и укрепляя своими молитвами защитников обители.
¦

  1. Святая Троица
  2. Рождество Варфоломея
  3. Отказ Варфоломея от молока матери по постным дням
  4. Крещение
  5. Приведение во учение
  6. Встреча отрока Варфоломея со старцем в лесу
  7. Уход Варфоломея на гору Маковец
  8. Монашеский постриг
  9. Приход братии к св. Сергию
  10. Искушения св. Сергия
  11. Монастырские труды св. Сергия
  12. Братия просит св. Сергия о принятии сана
  13. Поставление св. Сергия в диаконы в Переславле-Залесском
  14. Поставление св. Сергия в священники в Переславле-Залесском
  15. Св. Сергий приводит своего ученика Андроника на игуменство в Спасский монастырь в Москве
  16. Изведение источника
  17. Молитва св. Сергия в келье
  18. Явление Богоматери св. Сергию
  19. Исцеление слепого епископа
  20. Воскрешение отрока
  21. Успение св. Сергия и перенесение его тела в храм
  22. Погребение св. Сергия
  23. Обретение мощей св. Сергия
  24. Чудеса от мощей св. Сергия
  25. Чудо о зачатии и рождении великого князя Василия III
  26. Осада города Опочки
  27. Присоединение горных черемис и основание города Свияжска
  28. Взятие Казани
  29. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками
  30. Осада Москвы поляками
  31. Сказание о Мамаевом побоище:
    а. Москва накануне битвы
    б. Рязань и Литва
    в. Приход союзных войск к Москве
    г. Сбор войск и выступление на Куликово поле
    д. Куликовская битва
    е. Войско Мамая
    ж. Возвращение русского войска
    з. Погребение павших воинов
    и. Бегство и гибель Мамая
    ¦

Детали
[A] Построение Свияжска [B] Русские города посылают воинов в Москву [C] Куликовская битва

Клейма:

  1. Святая Троица
  2. Рождество Варфоломея (Сергия)
  3. Младенец Варфоломей отказывается от молока матери по постным дням
  4. Крещение Варфоломея
  5. Приведение во учение
  6. Явление старца отроку Варфоломею
  7. Варфоломей уходит на гору Маковец
  8. Пострижение Варфоломея игуменом Митрофаном в иноки с именем Сергий
  9. Приход монахов к Сергию и основание обители
  10. Искушение Сергия бесами
  11. Труды Сергия в обители
  12. Братия просит Сергия принять игуменство
  13. Поставление в диаконы
  14. Поставление в иереи
  15. Сергий приводит своего ученика Андроника на игуменство в Спасский монастырь в Москве
  16. Уход Сергия из монастыря и строительство церкви на Киржаче
  17. Видение Сергию птиц во время мотитвы в келье
  18. Явление Богоматери Сергию
  19. Исцеление слепого епископа
  20. Воскрешение отрока
  21. Успение св. Сергия и перенесение его тела в храм
  22. Погребение св. Сергия
  23. Обретение мощей св. Сергия
  24. Чудеса от мощей св. Сергия

  • Лебедев А. Н. 1877. [4908] Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле. — Ярославль: тип. Губ. зем. управы, 1877. — С. 17.
  • Данилова, Мнева 1959. [721] Данилова И. Е., Мнева Н. Е. Живопись XVII века // История русского искусства. В 13 т. Т. 4. [Семнадцатый век и его культура]. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Стр. 448.
  • Филатов 1960. [4911] Филатов В. В. Изображение «Сказания о Мамаевом побоище» на иконе XVII в // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 397–408.
  • Филатов 1961. [4912] Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. — М.: Искусство, 1961. — С. 398-408.
  • Ярославо-Ростовский музей 1964. [4585] Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Живопись, миниатюра, рисунок, акварель, скульптура, прикладное искусство: Каталог. — М.: Искусство, 1964. — Кат. № 66.
  • Филатов 1966. [4914] Филатов В. В. Икона с изображением сюжетов из истории Русского государства // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. — М.; Л.: Наука, 1966. — С. 277–293.
  • Филатов 1969. [4915] Филатов В. В. Три века в одной иконе // Наука и религия. — 1969. — № 3. — С. 64–66
  • Воейкова, Митрофанов 1973. [603] Воейкова И. Н., Митрофанов В. П. Ярославль. — Л.: Аврора, 1973. — Стр. 132-133, 136, илл. 101.
  • Болотцева 1980. [3526] Болотцева И. П. «Сказание о Мамаевом побоище» на иконе «Сергий Радонежский с житием» XVII века // Куликовская битва в литературе и искусстве: [Сб. статей]. — М.: Наука, 1980. — С. 120–128.
  • Добровольская, Гнедовский 1981. [4916] Добровольская Э. Д., Гнедовский Б. В. Ярославль. Тутаев. — М.: Искусство, 1981. — С. 145-148.
  • Ярославская иконопись 1981. [4750] Ярославская иконопись XIII–XVIII веков: Каталог выставки. — Ярославль, 1981. — Кат. № 32.
  • Масленицын 1983. [54] Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Yaroslavian icon-painting. — М.: Искусство, 1983. — Стр. 31-33, №№ 46-48.
  • ЯХМ 1983. [4917] Ярославский художественный музей: [Альбом]. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 7-8, табл. 9-10.
  • Болотцева 1984/2. [4900] Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI — XVII веков: автореф. дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.04. — Л., 1984. — С. 22.
  • Брюсова 1984. [188] Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. — М.: Искусство, 1984. — Цв. илл. 64, 157.
  • Преподобный Сергий Радонежский 1992. [357] Преподобный Сергий Радонежский = St. Sergy of Radonezh. — М.: Панорама, 1992. — Стр. 106-109, илл. 54-56.
  • Болотцева 1996. [4918] Болотцева И. П. Статьи и исследования. — Ярославль: Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1996. — С. 14-22.
  • Реставрация музейных ценностей 1996. [4920] Реставрация музейных ценностей в России. II триеннале: Каталог выставки. — М., 1996. — Кат. № 151.
  • Русское искусство 2000. [87] Русское искусство из собраний музеев Центральной России: Каталог. — М.: Красная площадь, 2000. — Кат. № 17, стр. 268, илл. 16 (стр. 39).
  • Кузнецова 2001/2. [4922] Кузнецова О. Б. Икона «Сергий Радонежский с житием и «Сказанием о Мамаевом побоище»» XVII века из собрания ЯХМ // Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси. События, памятники, традиции: Труды юбилейной научной конференции «Дмитрий Донской — государственный деятель, полководец, святой». Тула — Куликово поле, 12–14 окт. 2000 г. — Тула: Тульский полиграфист, 2001. — С. 274–280.
  • Демина 2002. [4924] Демина Н. А. Отчет о командировке в Ярославль научного сотрудника музея имени Андрея Рублева Н. А. Деминой 26 июня — 10 июля 1951 года // VI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. ст. — Ярославль: Аверс Пресс, 2002. — С. 218.
  • Искусство Ярославской и Костромской земель 2003. [4925] Искусство Ярославской и Костромской земель XIV–XX веков. Поиски, находки, открытия. 1963–2003: Каталог выставки. — Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2003. — Кат. № 53.
  • Болотцева 2004. [282] Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI — XVII веков. — Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2004. — Стр. 116-125.
  • Ярославская иконопись 2005. [1208] Ярославская иконопись [Электронный ресурс] / ЯГУ им. Демидова, ЯХМ, ЯГИАХМЗ, ярославская иконописная мастерская «Ковчег». — Ярославль, 2005.
  • Комашко, Саенкова 2007. [4926] Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. — М.: Книги WAM, 2007. — С. 286-289.
  • Тарасов 2007. [1172] Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — Стр. 57, илл. 25.
  • Иконы Ярославля 2009. [2508] Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. — М.: Северный паломник, 2009. — Т. I, кат. № 95, стр. 500-517 [порядок клейм на схеме перепутан].
  • Марфо-Мариинская обитель 2012. [8396] Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 111.
  • Преподобный Сергий Радонежский 2014. [8724] Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV — начала XX века: [Альбом-каталог]. — М.: Лето, 2014. — Стр. 240-241, кат. № 33.
  • Преображенский 2015. [7533] Преображенский А. С. О времени создания житийной иконы преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея // XIX научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2015. — С. 12–26.
  • Пуцко 2017/3. [10916] Пуцко В. Г. Ярославские житийные иконы XVI века // XXI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2017. — С. 25–34.

Источник статьи: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1139

1.18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века

1.18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века

Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [171], с. 136–137, [39], с. 130. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Житийная икона» [39], с. 130. Мы приводим её на рис. 1.29. Икону расценивают как «шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия» [39], с. 132. В центре иконы изображён Сергий Радонежский, а «внизу икону дополняет „Мамаево побоище“, написанное на длинной… и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабжённую поясняющими надписями. Она посвящена знаменитой Куликовской битве» [39], с. 133.

Рис. 1.29. Житийная икона «Сергий Радонежский». Внизу иконы изображено «Мамаево побоище». Взято из [39], с. 130.

На рис. 1.30 приведена левая часть этого изображения, а на рис. 1.31 — правая его часть. По поводу «раскрытия» иконы поясним следующее. Иконы покрывались олифой, которая со временем темнела. Примерно через сто лет она становилась совершенно чёрной. Поэтому поверх потемневшего изображения обычно писали новое. Не всегда точно совпадающее со старым. А иногда вообще с ним не совпадающее. Часто это повторялось несколько раз. В XX веке с помощью средств современной химии научились снимать верхние слои и открывать старое скрытое изображение. Это и называется РАСКРЫТЬ ИКОНУ. Таким образом, обсуждаемое нами сейчас изображение на старой ярославской иконе было в XVIII–XIX веках недоступно. Поверх него было написано, вероятно, что-то другое. А в 1959 году его, наконец, раскрыли [171], с. 136–137. Таким образом, это редкое изображение счастливо избежало редактирования историков. Мы пользуемся увеличенным фрагментом этой иконы, приведённым в книге [171], с. 136–137. Кстати, зададим вопрос. А где сегодня находится сама эта икона? Какова её судьба?

Рис. 1.30. Старая икона «Сказание о Мамаевом побоище», изображающая Куликовскую битву (левая часть иконы). На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишках, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Изображение со временем скрылось под слоем потемневшей олифы, а затем было раскрыто лишь в 1959 году. Взято из [171], с. 136–137.

Рис. 1.31. Правая часть иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Взято из [171], с. 136–137.

Что же мы видим на иконе? Мы видим много интересного. Во-первых, вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И ТО И ДРУГОЕ ВОЙСКО ИЗОБРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО. Слева — русские войска Дмитрия Донского. Справа — «татарские» войска Мамая. Но самое интересное, что воины Мамая ПЕРЕПРАВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ, чтобы попасть на Куликово поле. К реке они выходят, спускаясь с высокого крутого холма. Это чётко видно на рис. 1.31. Это в точности отвечает нашей реконструкции. В самом деле, чтобы сойтись с Дмитрием Донским на московских Кулишках = Куликовом поле, войскам Мамая, расположившимся на высоком ТАГАНСКОМ = Красном ХОЛМЕ необходимо было спуститься вниз и СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕПРАВИТЬСЯ ЧЕРЕЗ РЕКУ. То есть, через известную московскую реку ЯУЗУ. Лишь после этого «татары» оказывались на Куликовом поле = московских Кулишках. Кстати на иконе показано, что войска Мамая переходят реку ВБРОД.

То, что «татарские» войска Мамая действительно переходили через реку, — причём вброд, как и показано на иконе, — видно из следующих слов «Сказания о Мамаевом побоище»: «Семён же Мелик поведал князю великому: „Уже Мамай-царь на ГУСИН БРОД пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдёт до Непрядвы“» [117], с. 164–165. Согласно нашей реконструкции, Непрядва — это известная московская река Неглинная, которая была как раз за спиной у Дмитрия Донского, стоявшего на Куликовом поле. А Мамай, чтобы попасть на Куликово поле, должен был перейти через реку Яузу, рис. 1.7, 1.8. Но тогда трудно не обратить внимание, что ГУСИН брод, упомянутый в летописи, очень похоже на ЯУЗИН брод. Отличие слов ГУСЬ и ЯУЗА — лишь в первой букве. Возможно, переписчик, не поняв слова Яуза, переделал его в Гуза. Или же это сделали сознательно, чтобы замазать явные «московские следы» в истории Куликовской битвы. Так в летописи появился Гусиный брод. Или же Яуз — Гуз указывало на Гузов или Казов = КАЗАКОВ.

Надо отметить, что историкам не удаётся надёжно указать Гусиный Брод в рамках романовской версии, относящей события на современный Дон. Пишут так: «Местоположение Гусиного Брода ТОЧНО НЕ ОПРЕДЕЛЕНО» [116], с. 215.

Вернёмся к старой иконе. На этом неожиданности старой иконы не кончаются. Ещё более интересно, что оба вражеских войска — русское и «татарское» — идут в бой, навстречу друг другу, ПОД ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ЗНАМЁНАМИ. Этот факт поразителен, если верить скалигеровско-миллеровской версии русской истории. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою ПРАВОСЛАВНОЕ русское Дмитрия Донского воинство с ИНОВЕРЦАМИ, татарами Мамая. А следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамёна, с совершенно разной символикой. А что же мы видим на самом деле? На старой русской иконе XVII века, рис. 1.32-1.35. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамёнах изображён ОДИН И ТОТ ЖЕ образ Нерукотворного Спаса. Напомним, что этот образ, как известно, был СТАРЫМ РУССКИМ ВОЕННЫМ ЗНАМЕНЕМ, рис. 1.36. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в яростной гражданской войне РУССКИЕ ВОЙСКА Дмитрия Донского и РУССКИЕ ВОЙСКА тёмника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова.

Рис. 1.32. Фрагмент иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Войска хана Мамая идут в бой под русским знаменем с Нерукотворным Спасом. Они только что переправились через московскую реку Яузу. Виден «татарский» воин, переплывающий Яузу на плоту. Взято из [171], с. 136–137.

Рис. 1.33. Увеличенное изображение «татарского» знамени с русским православным Нерукотворным Спасом в войске Мамая, идущем в бой. Фрагмент иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Взято из [171], с. 136–137.

Рис. 1.34. Русские войска Дмитрия Донского, идущие в бой навстречу «татарам» Мамая, под теми же знамёнами с православным Нерукотворным Спасом. Фрагмент иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Взято из [171], с. 136–137.

Рис. 1.35. Увеличенное изображение знамён над войсками Дмитрия Донского с изображением Нерукотворного Спаса. Фрагмент иконы «Сказание о Мамаевом побоище». Взято из [171], с. 136–137.

Рис. 1.36. Старая русская двусторонняя икона «Спас Нерукотворный». На обороте — «Поклонение кресту». В настоящее время находится в Государственной Третьяковской Галерее. Икона Нерукотворного Спаса на Руси считалась «военной». Русские войска брали хоругви с этой иконой в бой. Хоругвь похожа на обычное знамя, но только вместо ткани к древку прикрепляется двусторонняя икона. Изображение взято из [57], стр. 188.

На рис. 1.37 мы приводим фотографию боевого знамени русского войска XVI века. Знамя хранится сегодня в Государственном Эрмитаже в Петербурге [118], цветная вклейка. На нём мы видим изображение Нерукотворного Спаса. Впрочем, не нужно думать, что это действительно оригинал XVI века. Как нам сообщают, это — копия, сделанная в XIX веке [118]. Но тогда возникает вопрос. Если в XIX веке ещё существовал оригинал этого старого знамени, то куда же он делся? Отчего нам сегодня показывают КОПИЮ, а не ОРИГИНАЛ? Сохранился ли оригинал? Скорее всего, оригинал нам не показывают потому, что на нём присутствовала «не та символика». Например, рядом с изображением Нерукотворного Спаса на русском знамени XVI века среди звёзд, скорее всего, были османские полумесяцы со звёздами. Звёзды сохранили. Полумесяц убрали. Могли быть и надписи по-арабски. Их, естественно, тоже убрали. В любом случае, оригинала нам почему-то не показывают. По нашему мнению, не случайно.

Рис. 1.37. Русское боевое знамя XVI века с изображением Нерукотворного Спаса. Хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Похожие знамёна мы видим и на иконе «Сказание о Мамаевом побоище», как в русских, так и в «татарских» войсках. Впрочем, это знамя XVI века не является подлинником. Это — копия XIX века. Скорее всего, уже «отредактированная». Подлинник нам предусмотрительно не показывают. Если его вообще сохранили. Взято из [118].

Подчеркнём, что изображение на иконе совершенно недвусмысленно. Знамёна со Спасом Нерукотворным в войске Дмитрия Донского ДВИЖУТСЯ НАВСТРЕЧУ знамени с тем же Спасом Нерукотворным, но в войске Мамая, рис. 1.34.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века

12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе «Сергий Радонежский. Житийная икона», датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [996], с. 136–137, [142], с. 130. Мы приводим ее на

4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке

4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке Согласно нашей гипотезе, все «правление Грозного» — от 1547 до 1584 года — естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных

12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века

12. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [996], с. 136–137, [142], с. 130. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Житийная

11. От Куликовской битвы до Ивана Грозного

11. От Куликовской битвы до Ивана Грозного Взятие Москвы Дмитрием = Тохтамышем в 1382 году и зарождение Московского государства.В 1382 году Тохтамыш пришел к Москве и взял город приступом. Считается, что Дмитрий Донской, за два года перед тем выиграв крупнейшую битву на

Эпоха Куликовской битвы[67]

Эпоха Куликовской битвы[67] Шестьсот лет тому назад, 8 сентября 1380 года, рать Дмитрия Ивановича, великого князя Московского и Владимирского, столкнулась на берегу реки Непрядвы с войском темника Мамая и одержала полную победу, после чего начался подъем государственности и

Вековые итоги Куликовской битвы

Вековые итоги Куликовской битвы Все огромное Смоленское княжество, с ним Вязьма, Ельня и Дорогобуж после смерти Дмитрия отошли к Литве.Все Верховские княжества с Козельском, Мценском и т. д. отошли к Литве.Великое княжество Литовское укрепилось и расширилось от Черного

Накануне Куликовской битвы

Накануне Куликовской битвы «Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого княжества Литовского, – пишет Игорь Литвин, белорус. – При этом ставится знак равенства между современными литовцами и жителями ВКЛ – литвинами… Древняя столица ВКЛ –

В. 1. Москва как место Куликовской битвы

В. 1. Москва как место Куликовской битвы В нашей книге «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима», опубликованной в 1995 году, мы впервые высказали и обосновали предположение, что знаменитая Куликовская битва произошла не там, где ныне принято считать

1.18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века

1.18. Изображение Куликовской битвы на старой иконе XVII века Обратимся к редкому изображению Куликовской битвы на старой ярославской иконе, датируемой серединой XVII века и РАСКРЫТОЙ ТОЛЬКО В 1959 году [171], с. 136–137, [39], с. 130. Икона называется так: «Сергий Радонежский. Житийная

Раздел 1. Литература XIV века до Куликовской битвы

Раздел 1. Литература XIV века до Куликовской битвы 1. Общая характеристика К началу XIV столетия прошло уже более полувека монголо-татарского ига. Владычество Золотой Орды, тяжелым бременем ложившееся прежде всего на широкие слои населения (крестьян и ремесленников),

ЭХО КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

ЭХО КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ Вскоре после Куликовской битвы, приблизительно за четыре дня до праздника Преображения, то есть до 6 августа 1381 года, было подписано докончание великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Текст этой грамоты

ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

ПОСЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ Потери в Куликовском сражении были огромные. В летописи сказано, что «оскуде бо отнюдь вся земля Русская воеводами и слугами, и всеми воиньствы, и о сем великий страх бысть на всей земле Русстей». В то же время в Орде существенно

Пейзаж после Куликовской битвы

Пейзаж после Куликовской битвы После поражения Мамай скрылся в Крыму и скоро был убит. Но Русь дорого заплатила за победу: на поле остались тысячи воинов. Особенно тяжелый урон понесла Москва: вероятно, полки, принявшие лобовой удар, состояли из москвичей. Потери эти стали

15. Еще одно отражение Куликовской битвы в «античной» римской истории как битвы при Клузии и Сентине

15. Еще одно отражение Куликовской битвы в «античной» римской истории как битвы при Клузии и Сентине По-видимому, битва при Клузии и Сентине якобы 295 года до н. э. является дубликатом уже описанной нами выше Второй Латинской войны Рима якобы 341–340 годов до н. э. Именно

Источник статьи: http://history.wikireading.ru/130446

Читайте также:  Как оценить ценность иконы