Меню

Ярославская оранта икона автор

Ярославская Оранта

Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XII—XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Икона также известна под названиями «Знамение Божьей матери», «Великая Панагия», однако больше всего — под названием «Ярославская Оранта»

Икона — такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для Древней Греции — статуя, для Египта — рельеф, для Византии — мозаика. И здесь сослужило службу дерево, верный спутник русских в быту, хозяйстве и строительстве. Иконы писали на досках — липовых и сосновых. Доска покрывалась левкасом — тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью.

Множество старых икон в более поздние времена были сверху записаны, очень часто на одной доске оказывалось несколько живописных слоев — наслоения эпох, подобные геологическим пластам земли. Когда пластами сохраняется во всей своей свежести прекрасная древняя живопись. Радостное волнение охватывает исследователя, когда сквозь копоть и черноту поверхностного слоя, сквозь равнодушную мазню поздних ремесленных богомазов вдруг проступают алые и золотые, огненные и белоснежные куски первоначальной живописи, и мало-помалу, кусок за куском, выходит наружу древнее изображение, такое светозарное по краскам, как будто оно только что создано. Вот где вспоминаются строки Пушкина:

Но краски чуждые с годами
Спадают ветхой чешуей, —
Созданье гения пред нами
Сияет прежней красотой.

Древнерусская иконопись — действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции.

Ранние иконы были похожи на монументальные росписи, служили как бы их заменой. Они представляли величавые фигуры в человеческий рост: такова Богоматерь Великая Панагия XII века с тонким ликом, написанная на золотистом фоне, напоминающая мозаичную Оранту в Киевской Софии, но более стройная по пропорциям. Потом иконы развиваются в особый жанр средневековой картины: это уже не только фигуры и лики святых, но и сюжетные изображения «праздников» — событий евангельской истории. Иногда центральная большая фигура святого окружается по бокам «клеймами» — маленькими композициями, развертывающими подробную повесть как о его обыденной жизни, так и о его испытаниях и подвигах.

Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. Выпуск 1. От древнейших времен по XVI век. Москва. Искусство. 1985

Источник статьи: http://likbez-a-m.livejournal.com/33384.html

Покровительница- родившихся 10 декабря.Икона «Ярославская Оранта». Великая Панагия » Оранта».

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием ,монахом Киевского Печерского монастыря.

Точная история иконы не известна до 1919 года, когда икона была обнаружена реставраторами. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо — Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу (об этом сообщает В.Г. Брюсова опираясь на сведения описей ярославского архиерейского дома).

Молитва иконе Богоматерь Великая Панагия Оранта

Что Ти принесем, или что Ти воздадим, о премилостивая Госпоже Владычице, Заступнице рода христианскаго, за вся Твоя неисчетная благодеяния, яже присно являеши всем призывающим имя Твое и Твоя помощи просящим; кто бо притекаяй к Тебе посрамлен и неуслышан от Тебе отходит, о премилосердая Мати; вемы, Пречистая, яко, за множество грехов и беззаконий наших, несмы достоини ниже имя Твое пресладкое нарещй, не точию песнопения от оскверненных устен Тебе приносити, и удббие есть нам молчание любити. Но да не явимся непамятливи и неблагодарни пред Тобою, дерзаем приносити Тебе сие коленопреклоненное славословие: Ты же, премилосердая Мати, не возгнушайся прияти е, како от избытка любящих Тя сердец возносимое. Сама ты, Владычице, благодатию Твоею коснися сердец наших, да яко воск растаявша пролиются пред тобою в слезных благодарениих и славословиих. Благодарим Тя, Всепетая: не тайм благодеяний Твоих, но велегласно возвещаем, да вси слышащий притекают к тебе единей непостыдней Заступнице рода христианскаго, и да немолчно славословят Тя, Всепетую во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Икона помогающая при блуде

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e2444f1d7859b00b690db6c/pokrovitelnica-rodivshihsia-10-dekabriaikona-iaroslavskaia-oranta-velikaia-panagiia—oranta-5fd171eaf8b0ca206d5898a2

popova_artclass

Школа стильных образов и идей

Как умеет Любовь Михайловна вдохновить нас, своих слушателей и студентов, на маленькие подвиги!
Решилась после очередной лекции по русскому национальному стилю посетить зал древнерусского искусства, попытаться войти в пространство иконы. На успех не рассчитывала совершенно, памятуя о том, что восприятие образа процесс длительный и требует навыка, которого у меня пока немного. Но то, что я испытала у иконы Богоматерь Великая Панагия, стоит описать.

Немного истории:
«Великая Панагия» – одна из древнейших почитаемых икон, ее называют еще Ярославской Орантой. Известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. По другим источникам автор неизвестен.
«В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши. опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, овсе утраченный первоначальный слой.А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского».

Описанное В. И. Aнтоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925—1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие — к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.
Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».
Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок—веерообразных на покрывающем голову , почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой.
Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей.
«Полновидный», светлый, румяный лик Марии соответствует русскому идеалу совершенной красоты.

Теперь можно перейти и к личному восприятию.
В первую очередь, икона поражает размером, она довольно крупная, больше метра по высоте.
Далее откликаешься на композицию : «Вся фигура Богородицы уподобляется двум вошедшим друг в друга острым треугольникам с овальными контурами. Пересечение рук создаёт колоссальную концентрацию энергии» (по конспекту лекции Л.М. Поповой). Действительно, фигура Богоматери, кажется, источает мощь и спокойствие, она величественна и всесильна. На телесном уровне, ощущаешь как -будто энергия входит в тебя через макушку головы, причём резко, на первом вздохе. Затем медленный выдох, на следующем вздохе выступают слёзы и тёплая волна спускается к конечностям, разливаясь по всему телу. Кожа покрывается мурашками.
Взгляд возвращается от фигуры в целом к лицу. Этот лик совершенно волшебный. Присмотритесь к нему подольше. Этот цвет щёк, нежный как начинающее краснеть яблочко. Контуры лица, линия носа переходящая в линию бровей и век, она такая плавная, спокойная, но при этом не вялая, а с ильная. Ощущение сосредоточенности, спокойствия в сочетании с мягкостью, невинностью и нежностью идёт от этого лика.
Фигура Богоматери вся светится и переливается на золотом фоне.
А теперь представьте, что икона висит не в галерее, а в тёмном храме, где свет идёт только от свечей. Тогда фигура и лик богородицы как будто проступают сквозь темноту, при этом мерцая в тусклом свете. Она как-будто выступает сверху и немного вперёд. Напоминаю, икона 12 века. Переходное время для России, ещё одной ногой в язычестве, вокруг междоусобные войны, высокая смертность, жизнеобеспечение зависит только от урожая. А вы простая русская женщина с детьми, страхами за них, себя, за семью и свою землю, которая кормит и поит. Что вы почувствуете перед этим ликом? Благоговение, покой, надежду. Она защитит, она успокоит, простит и утешит. Она МАТЬ. Конечно к ней шли, ей преклонялись. Икона намоленная, это ощущается сразу.
Возвращаясь к телесному отклику, с каждым вздохом усиливаются ощущения, как будто тебя накрывают покрывалом пушистым, мягким и тёплым. Дыхание становится лёгким, успокоенным. Кажется, что становишься физически меньше, ниже, будто ложишься и сворачиваешься, а внутри разливается тепло, выходящее тёплыми слезами. Ничего не напоминает? Это состояние младенца на руках матери, у груди, а может быть в утробе. Состояние абсолютной защищённости под покровом вечности.

Читайте также:  Иконы иоанн богослов когда ей молиться

Источник статьи: http://popova-artclass.livejournal.com/98219.html

Икона Божией Матери «Оранта»

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

Читайте также:  Девпетерувская икона божией матери где находится

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-oranta/