Меню

Ярославский храм казанской иконы божией матери

МОНАСТЫРЬ КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ в Ярославле

История Ярославского Казанского женского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Согласно « Сказанию о явлении Казанской иконы Богородицы в Тетюшах и о построении Казанского девичьего монастыря в Ярославле», в 1588 году житель г. Романова ( ныне левобережный Тутаев) Герасим находился по торговым делам в селе Тетюши близ Казани, где попал под влияние местных жителей, ведших беспутную жизнь. Однажды на волжском берегу Герасим был повержен молнией из неожиданно появившихся туч. В результате у него отнялась правая рука. Тут же Герасим услышал голос, повелевший ему идти в Казань и рассказать там живущим, что если они не прекратят бесчинства, то в наказание им будет послан великий голод. Опомнившись от страха, Герасим увидел в той стороне, откуда исходил голос, в необыкновенном свете Пресвятую Деву Богородицу.

Однако Герасим не решился сразу выполнить Её волю. В следующую ночь Богородица вновь явилась Герасиму, и на утро он отправился к епископу Казани и передал ему пророчество. В третью ночь Герасим получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке в Казани Ея икону, принести икону в Романов и построить в честь неё храм. Купив икону в указанном месте ( это был список с Казанской иконы, явленной в 1579 году), Герасим сразу исцелился. Вскоре он принёс икону в Романов, где её поместили в Никольский храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. Но романовцы не выполнили завет Богородицы и храм в честь иконы не построили.

20 лет спустя, в марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, ярославцы стали просить Любского продать святыню. Он сначала отказывался, но затем отдал икону бесплатно.

Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, чтобы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей в благодарность об избавлении от захватчиков в 1610 году вблизи городского Земляного вала « в меньшем остроге» первая деревянная Казанская церковь была построена. Перед освящением храма торжественно была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разрушенного польскими интервентами в 1609 году женского монастыря Рождества Богородицы, находившегося в Ярославле у стен Спасского монастыря. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

Второе, каменное здание Казанской церкви было построено на месте разобранной деревянной в 1649 году. В 1672 году был освещен придел святой Параскевы Сербской в алтаре, а в 1673 году был освещена сама церковь. В 1680 году интерьер храма был украшен стенной росписью. В 1684 году храм получил каменную трапезную с шатровой колокольней над входом. В трапезной был устроен теплый придел святых Климента Папы Римского и Петра Александрийского.

Будучи в основном деревянным, монастырь сильно пострадал во время большого городского пожара 11 июня 1658 года. В 1766 году монастырь был обнесен каменной стеной с надвратной церковью Иоанна Предтечи. В 1797 году при соборе была освящена теплая церковь во имя Нерукотворного образа Спаса.

К началу XIX века постройки монастыря постепенно приходили в ветхость. В 1808 — 1817 годах были выстроены несколько каменных келейных корпусов вместо деревянных, и настоятальские покои. В 1818 году сооружена новая монастырская стена с 4 башнями по углам и тремя воротами. В 1820 — 1828 годах был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и четырехъярусной колокольней над восточными воротами. В третьем ярусе колокольни было размещено 10 колоколов. Стенная живопись в Покровском храме была выполнена художником Т. Медведевым.

Читайте также:  Где сейчас икона смоленской иконы божией матери

В начале 1830-х встал вопрос о разборке пришедшей в ветхость каменной Казанской церкви и строительстве на её месте нового собора. В 1835 — 1838 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова был построен, а в 1845 году освящен третий соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору . При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 году Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 году артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.

В 1878 — 1881 годах при покоях игуменьи была сооружена одноглавая домовая церковь во имя Сретения Господня.

Казанскому монастырю принадлежала часовня на бывшей Семеновской ( ныне Красная) площади в Ярославле. Другая часовня была устроена в северо-восточной башне монастырской стены. Еще одна часовня находилась с 1869 году в Рыбинске на принадлежащей монастырю земле.

В XVII веке содержание монастыря осуществлялось за счет доходов от сбора таможенных пошлин в Ярославле ( грамота царя Алексея Михайловича 1659 г., грамоты Иоанна и Петра Алексеевичей 1685 г. и 1687 г.). В 1764 году монастырь был причислен к третьему штатному классу. На его содержание из казны выделялось 240 руб. 48 коп. в год.

Монастырь занимал квартал, образованный улицами Казанская ( ныне Первомайская), Варваринская ( ныне Трефолева) и Театральной площадью ( ныне Волкова). В начале XX века в 8 каменных и 1 деревянном корпусах проживало более 300 насельниц. Казенным содержанием были обеспечены 40 иноческих вакансий, а также игуменья и двое диаконов. На содержание монастыря и жалование настоятельнице с сестрами и священнослужителями ярославское казначейство выплачивало 337 руб. 42 коп. в год. В монастыре действовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов за участие в Парижской выставке 1900 года. При монастыре была организована церковно-приходская школа, где в 1910 году обучались 63 ученицы.

Казанскому монастырю принадлежали приобретенные и пожертвованные земли и дома в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольная мельница на реке Лахость, сдававшаяся в аренду, а также дом в Рыбинске. На монастырской земле за Волгой в 1891 — 1894 годах была выстроена церковь Тихвинской Богоматери, при которой находилось кладбище. При церкви была устроена богадельня.

С 1610 по 1918 г. управляли обителью, сменяя друг друга, 29 игумений. В монастыре в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. С 1859 г. штат увеличен до 30 монашеских вакансий, с 1893 г. — до 40. С начала XIX в. монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, имевшей дипломы высшей степени, церковным пением большого монашеского хора ( до 200 чел.), а также выпечкой разнообразных просфор.

В мае 1837 г. посетил обитель цесаревич Александр Николаевич — будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7−8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, святитель Тихон ( с 1917 по 1922 гг. Патриарх всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил святитель Агафангел, архиепископ Ярославский и Ростовский ( с 1922 по 1926 гг. — патриарший местоблюститель).

Читайте также:  Иверская монреальская икона божией матери молитва

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919—1922 гг. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 м. сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1930-е гг. переоборудован под библиотеку, а в 1948 г. под планетарий.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был вновь открыт, настоятельницей определена монахиня Толгского Свято-Введенского женского монастыря Михаила. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет.

В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО « Ярославский технический углерод» и его генерального директора ( впоследствии — председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Сериков Александр Николаевич, Кирильчев Михаил Анатольевич и Смирнов Алексей Васильевич эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина.

К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Работы по его восстановлению также проводились с помощью .

На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. 21 июля 2003 года на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен деревянный памятный поклонный крест « Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова». В 2008 году деревянный крест был заменён гранитным. В 2019 году открыт музей истории монастыря.

Местночтимые святыни обители — чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной — золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г., и мощи Свт. Агафангела ( 27 сент. 1854 — 16 окт. 1928), митрополита Ярославского и Ростовского, Патриаршего Местоблюстителя, священноисповедника российского.

С июля 2006 года настоятельница Казанского монастыря г. Ярославля игумения Екатерина ( Гаева).

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источник статьи: http://yarwiki.ru/article/132/monastyr-kazanskij-zhenskij-v-yaroslavle

Казанский женский монастырь г. Ярославля

Официальный приходской сайт

Сайт храма

Контактная информация

  • Тип монастыря: женский
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): богослужения совершаются ежедневно
  • Настоятельница: игуменья Екатерина (Гаева)
  • Престольные праздники:
    • Казанской иконы Божией Матери — Июль 21 [по н.с.] (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 [по н.с.] (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году)
    • Покрова Пресвятой Богородицы — Октябрь 14 [по н.с.]
  • Святыни: Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери (список XIX в.),
    мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского
  • Краткая историческая справка: История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

    Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

    С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

    Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.

    Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.

    Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.

    В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

    К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

Источник статьи: http://yar-kazansky.cerkov.ru/