Меню

Ярославский художественный музей иконы

Иконы Ярославля XVI – XVIII вв.

О месте

Выставка «Иконы Ярославля XVI–XVIII веков» представляет выдающиеся художественные произведения иконописи, созданные в Ярославле на протяжении трех столетий. В их сюжетах воплотились идеи и идеалы позднего русского средневековья.

Открывают выставку иконы первой половины — середины XVI века из иконостаса Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря.

Торжественный храмовый образ «Преображение», монументальные иконы Деисусного чина, «Благовещение», «Богоматерь Владимирская» написаны под влиянием столичной иконописи.

Необычайно почитаемый в Ярославле образ Смоленской Богоматери связан с именем основателя второй ярославской княжеской династии Фёдора Ростиславича Чёрного, по рождению князя смоленского.

На выставке экспонируется уникальная икона «Ярославские чудотворцы, князья Фёдор, Давид и Константин, с житием», выполненная в 1560-х годах. Это самый ранний житийный образ в коллекции икон музея. Изображение князя Фёдора и его сыновей (живших в XIII — XIV вв.) окружают 36 клейм, в которых представлены прижизненные события и посмертные чудеса от святых мощей ярославских князей, живших в XIII — XIV вв.

XVII столетие — «золотой век» Ярославля, время быстрого экономического и культурного расцвета города. Богатые ярославские купцы возводят на посаде удивительные по своей красоте каменные храмы, для которых создают пышные пятиярусные иконостасы с великолепными рядами икон. На выставке представлены большие комплексы икон из самых известных ярославских церквей — Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и других.

Сложнейшая по композиционному построению многосюжетная и многофигурная икона большого размера «Троица Новозаветная с минеями» не имеет аналогов в русской иконописи.

Иконы из собрания музея-заповедника дают всеобъемлющее представление об одном из крупнейших художественных центров — ярославской иконописной школе, сформировавшейся во второй половине XVII столетия.

В начальный период петровских реформ творческий потенциал ярославской иконописи оставался достаточно высоким. Иконописцы продолжали создавать замечательные по мастерству, красоте, и эмоциональному воздействию произведения, в которых сохранялось богатство орнамента, сложная цветовая гамма, тщательно прописанная миниатюра.

Блестящее собрание произведений древнерусского искусства и искусства Нового времени из собрания Ярославского музея-заповедника имеет общенациональное значение и служит источником вдохновения для современных иконописцев.

Экспозиция представлена в приложении ARTEFACT (App Store, Google Play) — видеоролик показывает возможности приложения (комментарии к экспонатам и аудиогид в вашем устройстве). Подробная инструкция по использованию находится при входе в экспозиционный зал.

Источник статьи: http://yarkremlin.ru/museum/ikony-yaroslavlya/

Обретение

Выставка доступна по сеансам с 10:00 до 17:00 – каждый час по 45 минут Выставка «Обретение» посвящена спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля. В выставочном зале Митрополичьих палат представлены 43 произведения XVI – начала XX века. И у каждого – уникальная судьба.

В ходе гонений на Русскую Православную церковь после революции 1917 года множество произведений религиозного искусства было уничтожено. Частично иконы из разрушенных или закрытых храмов Ярославля поступали в хранилища реставрационных мастерских. Опасаясь за судьбу памятников, находившихся в переполненных хранилищах, реставраторы решили спрятать иконы на чердаке здания Митрополичьих палат. В октябре 1930 года реставрационные мастерские в Ярославле были закрыты. С апреля 1933 года в бывших Митрополичьих палатах открылась картинная галерея, а с 1959 года здесь разместилось культпросветучилище. В 1977 году Митрополичьи палаты вернули художественному музею.

Во время подготовки здания к размещению в нем экспозиции на чердаке была обнаружена 81 икона. Они были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор.

Иконы, найденные на чердаке Митрополичьих палат, реставрировались с 1990‐х годов специалистами из Ярославля и Москвы. Среди найденных икон – уникальные произведения редкой иконографии: «Воскресение с Сошествием во ад», «Священномученик Антипа Пергамский», «Святая княгиня Ольга», образцом для которой стала фреска работы М. В. Нестерова из Владимирского собора Киева. Икона «Архидиакон Филипп» служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 года, что является довольно редким явлением для храмовых интерьеров.

Читайте также:  Гавайская иверская чудотворная икона божией матери

Выставка «Обретение» объединяет судьбы реставраторов и музейных сотрудников, отражая их подвижническую деятельность в деле сохранения национального достояния на протяжении столетней истории Ярославского художественного музея.

Источник статьи: http://yarartmuseum.ru/exhibitions/obretenie/

Коллекции

Древнерусское искусство

Коллекция иконописи Ярославского художественного музея включает около 2000 произведений XIII – начала XX вв.

Она формировалась из икон, спасенных из храмов, которые были разрушены в Ярославле в 1918 году в ходе подавления антибольшевистского восстания. Крупные поступления икон отмечались в 1929–1931 гг. при массовом закрытии действующих церквей. Именно в те годы сложилось ядро древнерусской коллекции музея. Впоследствии собрание икон увеличивалось за счет экспедиций, закупок, частных пожертвований.

В 1950-е годы часть икон музея была передана в Государственный Русский музей, Саратовский Художественный музей им. А.Н. Радищева, Куйбышевский (Самарский) художественный музей, Орловскую картинную галерею, Ульяновский художественный музей.

В наши дни, благодаря многочисленным выставкам и публикациям, коллекция икон Ярославского художественного музея хорошо известна специалистам и любителям древнерусской живописи. Гордостью собрания являются домоногольская икона «Спас Вседержитель» начала XIII в., икона «Богоматерь Толгская» конца XIII – начала XIV в., подписные датированные иконы Семена Спиридонова Холмогорца и Федора Зубова, образы ярославских иконописцев XVII века – «золотого века» местного иконописания. Ярким самобытным художественным явлением являются иконы ярославских мастеров Нового времени.

Фонд Декоративно-прикладного искусства культового назначения состоит из трех самостоятельных коллекций – Скульптура, Прикладное искусство и Мебель. В настоящее время он насчитывает около 600 произведений культового назначения, выполненных из разных материалов и в разных техниках. Это – произведения деревянной резьбы (скульптура, фрагменты иконостасной резьбы, деревянные киоты для икон), резьбы по камню и перламутру, меднолитая пластика, эмали, шитье (шитые оклады), небольшая коллекция церковных облачений и тканей, памятники художественной обработки металла (богослужебная утварь, оклады от икон), стекло и фарфор (подвесные лампады), коллекция пасхальных яиц, а также предметы личного благочестия (шитые иконы, нательные кресты, паломнические реликвии). Фонд формировался поступлениями из Государственного музейного фонда, закупками, дарами частных лиц, передачами из УВД. Самое крупное коллекционное пополнение поступило в 1987 г. из собрания Виктора Владимировича Ашика (Ленинград).

Древнейшие произведения в коллекции – два резных белокаменных креста, датированных 1512 г. и 1528 г. из г. Романово-Борисоглебска (ныне Тутаева). Самое раннее произведение скульптуры – «Николай Можайский» ХVII в. Большую часть коллекции составляют произведения меднолитой пластики – около 200 произведений XVII-XX вв. Редкую часть собрания составляют 16 произведений резного перламутра, происходящие из разных художественных центров, в том числе паломнические реликвии из Святой земли.

Источник статьи: http://yarartmuseum.ru/about/collections/drevnerusskoe-iskusstvo/

Древнерусское искусство XIII–XVII веков

Коллекция икон Ярославского художественного музея насчитывает около 2000 произведений с начала XIII – начала ХХ вв. В настоящее время экспозиция пополняется новыми реставрационными открытиями. Сейчас в нее входит около 80 икон XIII – конца XVII веков, которые представляют многовековую художественную традицию города.

Открывают экспозицию древнейшие памятники, начиная с домонгольской иконы начала XIII века «Спас Вседержитель». Во втором зале экспозиции представлены шедевры XVI столетия редких иконографических сюжетов – «Происхождение Честных Древ Креста», «Иоанн Предтеча с Процветшим Крестом» и житийный образ Варлаама Хутынского с 36 клеймами. В самом большом зале экспозиции можно увидеть произведения ярославской иконописной школы XVII века. Это – знаменитая икона «Сергий Радонежский с житием» и «Сказанием о Мамаевом побоище», икона со Сказанием о местной чудотворной иконе «Богоматерь Толгская», икона-рама со Сказанием об иконе «Богоматерь Казанская-Ярославская» с сюжетами из истории Ярославля Смутного времени. Крупные по размеру, выполненные профессиональными мастерами, ярославские иконы свидетельствуют о высочайшем уровне ярославского иконописания. В экспозиции можно увидеть подписные иконы приезжих мастеров: Федора Зубова и Семена Спиридонова Холмогорца, мастеров круга костромского иконописца Гурия Никитина. Экспозиция демонстрирует разнообразие художественных предпочтений ярославцев, знание работ известных мастеров своего времени, интерес к иконографическим новшествам.

Читайте также:  Св наталья икона поздравление

В экспозиции представлены наиболее характерные для Ярославля произведения и совершенно особенные, включая уникальные. Продуманная и качественно построенная экспозиция, объединенная четкой конструктивной идеей, создает цельное и гармоничное представление об искусстве города и не оставляет сомнений о важности его места в русской культуре.

Экспозиция, представляющая памятники начала XIII – конца XVII века, позволяет вести широкую экскурсионную, образовательную и просветительскую работу. В течение учебного года в экспозиции проходят тематические занятия для школьников, учащихся и студентов по вопросам древнерусской культуры и искусства, отечественной и местной истории. На базе экспозиции проводятся факультативные занятия и специальные курсы для средних и высших учебных заведений города. Специалисты различных направлений – искусствоведы, историки, культурологи, краеведы – находят здесь материал для исследований, а многочисленные гости города имеют возможность познакомиться с художественным наследием средневекового Ярославля.

Источник статьи: http://yarartmuseum.ru/exhibitions/drevnerusskoe-iskusstvo-xii-xvii-vekov/

Ярославский художественный музей: экспозиция древнерусского искусства

Экспозиция Ярославского художественного музея « Древнерусское искусство » представлено в одном из древнейших зданий города — Митрополичьих палатах.

Митрополичьи палаты — прекрасный образец древнерусской каменной гражданской архитектуры. Построены в 1680-е годы ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, знаменитым строителем Ростовского кремля, и являлись центром митрополичьей усадьбы в Ярославском кремле.

Около ста лет здесь была резиденция ростовских митрополитов. Затем, после образования Ярославской губернии, в этом здании жили ярославские губернаторы, и. С начала ХIХ в. До 1917 года это Соборный дом.

В 1918 г. во время антибольшевистского восстания ( мятежа) здание было сильно разрушено. До 1932 года здесь проводилась капитальная реконструкция, после окончания которой в здании разместили художественную галерею Ярославского краеведческого музея. В годы войны здание было передано военному ведомству.

С 1945 года в Митрополичьих палатах работал Областной музей искусств, с 1950 преобразованный в Областной художественный музей. После объединения музеев Ярославля экспонаты были вывезены в помещения Спасо-Преображенского монастыря, а в Митрополичьих палатах разместили Ярославское культурно-просветительное училище.

С 1977 года в здании Митрополичьих палат размещен отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея. В 1996 г. отделу присвоено имя Ирины Петровны Болотцевой ( 1944−1995), музейного работника, ученого, общественного деятеля.

Экспозиция « Древнерусское искусство XIIIXVII вв.»

В Митрополичьих палатах представлено около 100 икон начала XIII-конца XVII веков из коллекции Ярославского художественного музея, одного из богатейших собраний древнерусского искусства в России.

Экспозицию открывает древнейший памятник музейной коллекции, единственная домонгольская икона, экспонируемая в Ярославле, шедевр древнерусской иконописи — «Спас Вседержитель» начала ХIII в. По преданию, это семейная икона святых ярославских князей Василия и Константина, находившаяся в Успенском соборе над ракой с их мощами. Образ отличает особенная мягкость лика Спасителя, изысканность и благородство художественного решения.

В состав коллекции входит знаменитая чудотворная икона « Богоматерь Толгская» начала XIV в., которая с 2003 г. находится в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря и остается под наблюдением и постоянным контролем музейного хранителя.

В зале ранних памятников экспонируется вернувшийся после сложной реставрации памятник XV в. «Николай Чудотворец с клеймами жития», а также известные, любимые зрителем иконы « Илья Пророк в пустыне», «Богоматерь Иерусалимская» и трехфигурный Деисус из церкви Параскевы Пятницы на Всполье ( разрушена в 1930-е гг.).

Искусство XVI в. представлено иконами разных стилистических направлений и разнообразной иконографии. Это редкий памятник начала столетия « Происхождение Честных Древ Креста», замечательная житийная икона, посвященная новгородскому святому Варлааму Хутынскому, одна из лучших икон коллекции « Иоанн Креститель с Процветшим Крестом». В экспозиции можно увидеть икону « Страшный Суд», созданную под влиянием московского иконописания и отличающуюся редкой красотой рисунка и колорита.

Наиболее широко и ярко в экспозиции представлены памятники XVII века — «золотого» в искусстве Ярославля. Сделан акцент на работы местных мастеров, которые, оставаясь безымянными, составили славу ярославской школе иконописи. В течение второй половины семнадцатого столетия они создавали произведения столь высокого художественного уровня, что авторитет местной художественной традиции неколебимо удерживается до нашего времени. Это эмоционально тонкая икона « Богоматерь Корсунская» ( первая половина XVII в.), классический образ « Воскресение с Сошествием во ад» ( 1640-е гг.), прославленный праотеческий чин из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках ( 1654), знаменитая икона « Сергий Радонежский с клеймами жития и «Сказанием о Мамаевом побоище». Впервые экспонируется икона « Страшный Суд», которая может считаться эталоном классического ярославского стиля.

В Ярославле по приглашению местных купцов работали выдающиеся приезжие мастера. В четвертом зале экспозиции представлены их работы. Это икона « Илья Пророк в пустыне» ( 1672) Федора Зубова, возглавлявшего Оружейную палату и работавшего по заказам царской семьи. Впервые можно увидеть все шесть сохранившихся икон праздничного чина ( 1680-е гг.), написанные для алтарного придела церкви Ильи Пророка артелью прославленного костромского иконописца Гурия Никитина.

Гордостью собрания является коллекция икон непревзойденного мастера миниатюрной живописи, жалованного мастера Оружейной палаты Семена Спиридонова Холмогорца, работавшего в Ярославле в 1670—1680-е гг. Самая ранняя подписная и датированная икона « Василий Великий с клеймами жития» ( 1674) и один памятник его круга демонстрируют виртуозное мастерство иконописца.

Экспозиция Митрополичьих палат представляет четыре века ярославской иконописи и знакомит зрителей с выдающимися произведениями художественной традиции города.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Материалы и фотографии для этой статьи предоставлены Ярославским художественным музеем. Любое использование представленных изображений возможно только по согласованию с правообладателем.

Масленицын С. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1973.

Масленицын С. Писал Семён Спиридонов. – М.: Изобразительное искусство, 1980.

Ярославский художественный музей. Путеводитель. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982.

Ярославский художественный музей / составители: Ирина Болотцева, Ирина Федорова, Людмила Битколова. – М.: Изобразительное искусство, 1983

Ярославский художественный музей / сост.: Нина Голенкевич, Ирина Болотцева, Виктория Горшкова, Ирина Федорова, Любовь Юрова. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1987.

Турцова Н.М. Новые данные о жизни и творчестве Семена Спиридонова Холмогорца. // Памятники культуры: Новые открытия. Искусство. Письменность. Археология. Ежегодник. 1987. – М., 1989.

Иконы Ярославля 13 — 16 веков / авт.: В. Горшкова, О. Кузнецова, Е. Макарова, Л. Полушкина, А. Федорчук, И. Харламова. – М.: Северный паломник, 2002.

Кузнецова О. Иконы Ярославля 16 — 19 веков. Каталог выставки. – М.: Северный паломник, 2002.

Кузнецова О., Федорчук А. Народные заступники. Иконы Ярославля XVI-XIX веков. Каталог выставки. – М.: Северный паломник, 2006.

Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. В 2-х тт. / авт.: В. Горшкова, Т. Гулина, И. Жохова, А. Зубатенко, О. Кузнецова, Е. Макарова, Л. Полушкина, А. Федорчук, Е. Федорычева, И. Харламова. – М.: Северный паломник, 2009.

Турцова Н. Иконы Семена Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского Художественного музея / вступ. ст. В.В. Горшковой; авт. научн. описаний Е.А. Воронова, Е.Ю. Макарова. – М.: ЗАО «2К», 2015.

Источник статьи: http://yarwiki.ru/article/2070/yaroslavskij-hudozhestvennyj-muzej-ekspoziciya-drevnerusskogo-iskusstva