Меню

Явление богородицы пономарю юрышу икона

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери Беседная

Беседная икона Пресвятой Богородицы [1] или Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу

Описание

На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2], с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3]. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX веках [4]. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5].

История

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

«Беседная» Икона Божией Матери

На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь.

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6], а также как самостоятельный сюжет [7]. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

Литература

  • Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри, Санкт-Петербург, 1854.
  • Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря, Тихвин, 1859.
  • Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе, Новгород, 1898.
  • Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг., Санкт-Петербург, 1913.
  • Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв., Санкт-Петербург, 1991.
  • Из новых поступлений ЦМиАР, Москва, 1995, № 10, 13.
  • Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства, Москва, 1999.

Использованные материалы

[1] Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.

[4] Солид императрицы Евдоксии, 437–453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741–752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.

[5] Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в., Москва, 1976, 245.

[7] На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/3723.html

Явление богородицы пономарю юрышу икона

Икона «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу» («Беседная»)

Иконография чудотворного образа «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу» связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» рассказывается о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, третьего по счету деревянного храма на реке Тихвинке, где явилась икона. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был по¬слан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение и возвращаясь обратно, в 3 верстах от храма он вдруг ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и опустил на землю без всякого вреда для него; после такого знамения был водружен деревянный крест.

На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца, а из бревна, на котором сидела Богородица, сделан крест. Через семь лет по освящении Успенского храма он сгорел от непогашенной свечи, но чудотворная Тихвинская икона невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте можжевельника. Одновременно с этим сгорела и часовня, выстроенная на месте явления Богоматери пономарю Георгию, но крест, так же как икона, был невидимой силой вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую

церковь и часовню, но через пять лет они снова в одно время загорелись, а крест и икона опять были чудесно спасены. В 1515 г. по повелению великого князя Василия Ивановича на месте часовни был основан Никольский Беседный монастырь (Новгородская губерния Тихвинского уезда). В обители чтилась Беседная икона древнего письма, изображающая Божию Матерь и святителя Николая Мирликийского, беседующих с пономарем Георгием. В монастырской часовне хранились чтимый крест и икона Господа Саваофа, написанная на доске из колоды, на которой сидела Божия Матерь при явлении Георгию.

Сначала сюжет о явлении Богородицы Юрошу изображался на иконах Тихвинской Богоматери с клеймами сказания, с XVII в. получил распространение как самостоятель¬ная композиция. После революции Николо-Беседный монастырь был разрушен. Сейчас на его месте возводится деревянная часовня. Недавно сооружена часовня в честь Беседной иконы Богоматери в г. Тихвине.

Источник статьи: http://www.pdsem.mrezha.net/ikony_bojiy%20matery/104.html

Беседная икона Божией Матери

Б еседной икона Божией Матери названа оттого, что на ней изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием (по прозванию Юрыш). На иконе также изображён святитель Николай Мирликийский. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.

Перед освящением третьего по счёту храма, построенного по реке Тихвинке, где явилась чудотворная икона, пономарь Георгий был послан оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в 3-х верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне, а рядом с Ней святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном».

О явлении Богородицы и Её словах Юрыш поведал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Во время установки железного креста неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с купола воздвигающего крест человека и невредимым опустил на землю. После такого знамение на купол установили деревянный крест.

На месте явления Божией Матери и святителя Николая пономарю Юрошу была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из бревна, на котором восседала Богородица, был сделан крест. В 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена деревянная церковь и основан Никольско-Беседный монастырь. После революции монастырь был разрушен.

Икона Божией Матери «Беседная» являет собой пример доступности Богородицы каждому смертному человеку, если он искренней молитвой, идущей от души, жаждет божественного общения. Сначала сюжет о явлении Божией Матери помещался на клеймах Тихвинской иконы, а с XVII века стал изображаться отдельно в качестве иконы, получившей также название «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу».

Через семь лет по освящении храма на Тихвине деревянная церковь сгорела от непогашенной свечи; чудотворная икона Богоматери невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте можжевельника. В это же время сгорела и часовня, выстроенная на месте явления Богоматери пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Богородица, так же как икона, был невидимою силою вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но через пять лет в одно время загорелись церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены. В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Через 105 лет часовня загорелась, но была погашена, а чудный крест спасен от огня; церковь вся сгорела, икону Богоматери священники вынесли из пожарища.

Слава о чудесах от Тихвинской иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и он приказал, после того как церковь сгорела в третий раз, построить каменную. Когда церковь окончили и стали отделывать паперть, вдруг своды обрушились и завалили двадцать человек рабочих. Все думали, что рабочие раздавлены, но, разобрав через три дня камни, к общему удивлению, нашли всех живыми; Царица Небесная спасла их. В пустыни, где стояла часовня, по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена в 1515 году деревянная церковь во имя Богоматери и св. Николая и устроен мужской монастырь, называемый Беседным в честь бывшего здесь явления Владычицы и святителя Николая и милостивой их беседы с малейшим из членов Православной Церкви. Икона, на которой изображено это явление, называется Беседною. Беседный монастырь находится в Новгородской губернии Тихвинского уезда.

Источник статьи: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4260

Пресвятая Богородица Беседная (Явление Пресвятой Богородицы Пономарю Георгию)

Беседной икона названа оттого, что на ней изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием (по прозванию Юрыш). На иконе также изображён святитель Николай Мирликийский. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.

Перед освящением третьего по счёту храма, построенного по реке Тихвинке, где явилась чудотворная икона, пономарь Георгий был послан оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в 3-х верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне, а рядом с Ней святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном».

О явлении Богородицы и Её словах Юрыш поведал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Во время установки железного креста неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с купола воздвигающего крест человека и невредимым опустил на землю. После такого знамения на купол установили деревянный крест.

На месте явления Божией Матери и святителя Николая пономарю Юрошу была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из бревна, на котором восседала Богородица, был сделан крест. В 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена деревянная церковь и основан Никольско-Беседный монастырь. После революции монастырь был разрушен.

Икона «Беседная» являет собой пример доступности Богородицы каждому смертному человеку, если он искренней молитвой, идущей от души, жаждет божественного общения. Сначала сюжет о явлении Божией Матери помещался на клеймах Тихвинской иконы, а с XVII века стал изображаться отдельно в качестве иконы, получившей также название «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rosa/presviataia-bogorodica-besednaia-iavlenie-presviatoi-bogorodicy-ponomariu-georgiiu-5fd086294b6f9b538037bee8

Читайте также:  Чудотворные иконы их значение