Меню

Явление иконы у себя дома

Иконы в нашем доме

Мате­ри­аль­ный мир, окру­жа­ю­щий нас, мир пред­ме­тов — еже­днев­ных сви­де­те­лей нашей жизни — не без­гла­сен. Жилище чело­века рас­ска­жет о хозя­ине, пожа­луй, больше самого хозя­ина. И если пра­во­слав­ный чело­век на улице, в авто­бусе, в мага­зине ничем внешне не выде­ля­ется, то дом его все же имеет свои осо­бен­но­сти. А потому не лишним будет пого­во­рить об эсте­тике пра­во­слав­ного дома.

При­ход­ской свя­щен­ник часто бывает в жили­щах своих при­хо­жан. Его при­зы­вают освя­тить квар­тиру, отслу­жить домаш­ний моле­бен, зовут к боль­ному совер­шить таин­ство еле­освя­ще­ния (собо­ро­ва­ния). Во время таких посе­ще­ний я всегда обра­щаю вни­ма­ние, какое место отве­дено домаш­ним иконам, как они содер­жатся, есть ли перед ними лам­падки или под­свеч­ник. Есть ли в доме Еван­ге­лие, духов­ные книги.

Радостно бывает встре­тить кра­сиво оформ­лен­ный, под­дер­жи­ва­е­мый в чистоте, живой святой угол с ико­нами, зажжен­ную перед ними лам­падку, чистую пелену под обра­зами. Сколько любви в такой заботе! Да это и есте­ственно. Самое доро­гое для нас — Бог. Потому и дороги нам изоб­ра­же­ния Спа­си­теля, Пре­чи­стой Его Матери, угод­ни­ков Божиих — святые иконы.

Но жаль бывает хозя­ина или хозяйку дома, где сирот­ливо выгля­ды­вает с комода или сер­ванта при­сло­нен­ный к слу­чай­ной вазочке поко­роб­лен­ный бумаж­ный обра­зок в пол-ладони, да еще покры­тый пылью.

Иногда, осо­бенно в тех семьях, где пра­во­слав­ная цер­ков­ная тра­ди­ция как-то пре­ры­ва­лась, веру­ю­щие и вполне бла­го­че­сти­вые хозя­ева не знают, как им лучше устро­ить новые для их дома святые иконы, лам­пады, под­свеч­ники. Ведь икона — это свя­тыня, но она и изде­лие, име­ю­щее свою форму, вид, цену. Как “впи­сать” ее в сло­жив­шу­юся при­выч­ную обста­новку?

Прежде все убран­ство кре­стьян­ской гор­ницы шло от крас­ного, или свя­того угла с ико­нами. Даже само назва­ние “гор­ница”, веро­ятно, про­ис­хо­дит от гор­него места (по-русски — небес­ного, верх­него), то есть места, где нахо­дится часть неба — святые иконы. И сего­дня лучше опре­де­лить для икон удоб­ное, кра­си­вое место в сво­бод­ном углу или на стене, даже если это потре­бует неко­то­рой пере­ста­новки.

Во время молитвы или в празд­ники перед ико­нами зажи­гают лам­паду или свечу. Пламя горя­щей лам­пады, стре­мя­ще­еся вверх, — символ нашей молитвы, нашего горе­ния к Богу. Можно заме­тить, что лам­падка без­опас­нее в быту. Но все же для тор­же­ствен­ных или осо­бен­ных слу­чаев хорошо иметь в доме и под­свеч­ник, свечи. Лам­пады бывают несколь­ких видов: под­вес­ные и сто­я­чие. Хозяин дома, исходя из эсте­тики и удоб­ства, может выбрать себе ту или иную.

Икону при­нято ста­вить не прямо на полку, а на неболь­шую кра­си­вую сал­фетку, или, как ее назы­вают, пелену. Она может быть укра­шена вышив­кой, кру­же­вом, обор­кой. Здесь вполне могут выра­зить себя фан­та­зия, вкус и умение хозяйки.

Если нет сво­бод­ного угла или удоб­ной части стены и при этом жаль нару­шать сло­жив­шийся инте­рьер, то иконы можно поме­стить на книж­ной полке, комоде, невы­со­ком сер­ванте, пиа­нино. Вре­менно, конечно. В таком случае сле­дует обра­тить вни­ма­ние, какие книги стоят на полке, вполне ли они соче­та­ются со сто­я­щей над ними свя­ты­ней. Может, лучше убрать их или по край­ней мере закрыть чем-нибудь. Посмот­рите, не стоят ли рядом с ико­нами фар­фо­ро­вые собачки, пода­роч­ные чашечки или другие не очень нужные здесь быто­вые укра­ше­ния. Нелепо выгля­дит под ико­нами и теле­ви­зор. И еще одно усло­вие: над ико­нами ничего не рас­по­ла­гают. Часы, кар­тины, фото­гра­фии и прочие эле­менты декора должны занять место несколько в сто­роне. Так когда-то не поз­во­ля­лось стро­ить здание выше храма в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти к нему.

Читайте также:  Пророческие иконы монаха авеля

При­сут­ствие свя­тыни в доме обя­зы­вает хозяев забо­титься не только о внеш­нем бла­го­ле­пии инте­рьера, но и о внут­рен­нем содер­жа­нии, то есть подви­гает их к бла­го­че­стию. Обя­за­тельно посмот­рите, все ли в вашем доме нахо­дится в соот­вет­ствии со свя­ты­нею, нет ли про­ти­во­ре­чий.

В “Древ­нем пате­рике” можно про­честь случай, про­ис­шед­ший с одним отшель­ни­ком. Как-то во время молитвы инок увидел Пре­свя­тую Деву, сто­я­щую на пороге его келии. Она как бы соби­ра­лась войти, но потом отошла и исчезла. Виде­ние повто­ри­лось, и опе­ча­лен­ный отшель­ник обра­тился к Бого­ма­тери: “Вла­ды­чица, почему ты никак не хочешь войти в мое жилище?” На что Божия Матерь отве­чала: “Как я могу войти туда, где нахо­дится враг мой”. Отшель­ник долго раз­мыш­лял над сло­вами Пре­чи­стой Девы и вспом­нил, что в его келии среди книг стоит книга с тру­дами неко­его ере­тика, кото­рую инок забыл отдать хозя­ину. Тотчас отшель­ник вынес книгу из келии.

После молебна, за чаем я осто­рожно, зная о фана­тич­ной пре­дан­но­сти неко­то­рых моло­дых людей своим куми­рам, попы­тался объ­яс­нить, что “нехо­рошо” в доме вполне может про­ис­хо­дить даже от таких пла­ка­тов, что подоб­ные изоб­ра­же­ния как бы пыта­ются про­ти­во­сто­ять свя­тыне. Юноша молча встал и снял обсуж­да­е­мую кар­тину со стены. Выбор был сделан тут же.

А вот в другом доме нере­ши­тель­ность хозяев лишила их заме­ча­тель­ной свя­тыни. Одному чело­веку бла­го­че­сти­вая старая жен­щина пода­рила пре­крас­ную икону — “Явле­ние Божией Матери преп. Сергию Радо­неж­скому”. Икона была пре­красна сама по себе, да к тому же была напи­сана и пода­рена своей вла­де­лице извест­ным иерар­хом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, что сооб­щало ей неко­то­рую осо­бен­ность. Новый вла­де­лец нашел для дра­го­цен­ной свя­тыни место на стене в гости­ной, но, к сожа­ле­нию, напро­тив висели три гра­вюры. Старые гра­вюры в пре­крас­ных рамах, три жен­ских порт­рета: Венеры, Леды и Клео­патры. Близ­кие скло­няли хозяев снять эти три изоб­ра­же­ния миро­вых блуд­ниц, дабы они не висели напро­тив Бого­ро­дицы, но неже­ла­ние раз­ру­шать инте­рьер и не совсем пра­вильно вос­при­ня­тое поня­тие куль­туры не поз­во­лило им сде­лать верный выбор.

На сле­ду­ю­щее утро, рано, так рано, как только поз­во­ляет при­ли­чие, раз­дался теле­фон­ный звонок: бла­го­че­сти­вая ста­рушка умо­ляла вер­нуть ей икону и вер­нуть скорее. “Я не спала всю ночь, мне каза­лось, что что-то слу­чи­лось с моей иконой. Я дам вам другую, а эту при­ве­зите ко мне, я отдам ее вам впо­след­ствии”, — про­сила она. Конечно же, свя­тыня вер­ну­лась к своей преж­ней вла­де­лице, а люби­тели ста­рин­ных гравюр полу­чили в пода­рок другую икону. Ее поста­вили в другой ком­нате на полочку среди других икон, так как она по своим раз­ме­рам и испол­не­нию более под­хо­дила туда. Не знаю, слу­чайно или нарочно Любовь Тимо­фе­евна выбрала замену. Это тоже был образ Божией Матери, назы­вался он “Мле­ко­пи­та­тель­ница”. Быть может, здесь был намек на духов­ный воз­раст ее при­я­те­лей? Правда, урок не прошел даром, через неко­то­рое время место сомни­тель­ных порт­ре­тов заняли три пей­зажа.

Иногда воз­ни­кает вопрос: в доме несколько комнат, где умест­нее рас­по­ло­жить иконы? Осо­бого пра­вила нет. Но моли­тесь вы чаще в той ком­нате, в кото­рой спите. К тому же молитва тре­бует неко­то­рого уеди­не­ния. “Ты же, когда молишься, войди в ком­нату твою и, затво­рив дверь твою, помо­лись Отцу твоему. Кото­рый втайне…” ( Мф. 6:6 ), — читаем в Еван­ге­лии. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед кото­рыми вы будете читать утрен­ние и вечер­ние молитвы.

Читайте также:  Можно ли ставить иконы в спальне у ног

Если у вас есть дет­ская ком­ната, то в ней обя­за­тельно должна нахо­диться икона. Ребе­нок часто по-своему, по-детски обра­ща­ется к “Боженьке”, хорошо, если при этом он может видеть образ. Кроме того, любая святая икона — чудо­твор­ная, и она чудес­ным обра­зом охра­нит ваше дитя.

Вспом­ните, что в общей ком­нате соби­ра­ется вся семья, здесь часто про­ис­хо­дит общая тра­пеза, и здесь так же должен нахо­диться святой образ. Не забудьте и про кухню. В ней хозяйка про­во­дит боль­шую часть вре­мени. Кухня — место буд­нич­ных зав­тра­ков и ужинов. Молитву перед вку­ше­нием пищи лучше про­из­но­сить, обра­тив взгляд на икону. Итак, пусть иконы будут в каждой ком­нате и в кухне. “…Желаю, чтобы на всяком месте про­из­но­сили молитвы мужи, воз­де­вая чистые руки без гнева и сомне­ния” ( 1Тим. 2:8 ), — гово­рит Апо­стол. “На всяком месте…”

Есть еще один вопрос. Какие иконы лучше иметь дома? Здесь так же нет пра­вила, а есть лишь бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция. Боль­шин­ство наших молитв обра­щено к Спа­си­телю и Божией Матери. Разумно иметь дома образ Гос­пода Иисуса Христа и Его Пре­чи­стой Матери.

В рус­ском пра­во­слав­ном доме чаще всего вы встре­тите три­птих: Спа­си­тель, Бого­ро­дица и свя­ти­тель Нико­лай. Почи­та­ние в России свя­ти­теля Нико­лая настолько широко, что вряд ли какой святой может срав­ниться в этом смысле с Мир­ли­кий­ским чудо­твор­цем. При­чина тут про­стая: как известно, к высох­шему колодцу за водой не ходят. Свя­ти­тель Нико­лай любим и почи­таем у нас как скорый помощ­ник, заступ­ник и вели­кий чудо­тво­рец. Почти в каждой семье име­ется опыт его чудес­ной помощи.

Бла­го­че­сти­вые люди обычно имеют образ своего небес­ного покро­ви­теля, чье имя они носят. Иногда тот или иной угод­ник Божий ока­зы­ва­ется чем-то близок нам. Мы нахо­дим в его жизни какую-нибудь близ­кую или люби­мую нами черту харак­тера, нас вос­хи­щает какое-то деяние или чудо, сотво­рен­ное по «его молитве. Появ­ля­ется жела­ние иметь дома образ этого свя­того. Конечно, молитва перед ним будет осо­бенно сер­дечна. Наше пат­ри­о­ти­че­ское устро­е­ние, любовь к Оте­че­ству может выра­зить себя в особом почи­та­нии и теплой молитве перед обра­зами пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского, пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, бла­го­вер­ных князей Алек­сандра Нев­ского, Дани­ила Мос­ков­ского и Димит­рия Дон­ского. Любовь к России нераз­де­лима с любо­вью к чудо­твор­ным иконам Заступ­ницы Усерд­ной, Божией Матери, через кото­рые столько чудес про­ис­текло на нашу землю. Это иконы Вла­ди­мир­ская, Казан­ская, Тих­вин­ская, Дер­жав­ная и многие другие.

Празд­ники Гос­под­ские и Божией Матери также изоб­ра­жа­ются на иконах. Можно иметь дома икону Сре­те­ния, Бла­го­ве­ще­ния, Кре­ще­ния, Покрова Божией Матери.

Всмот­ри­тесь в икону “Рож­де­ство Хри­стово”. Какой тихий, мирный, семей­ный, именно семей­ный образ. Бог-Мла­де­нец и взи­ра­ю­щие на Малютку в тихом уми­ле­нии Мать и Обруч­ник; пас­тухи, покло­ня­ю­щи­еся Спа­си­телю, со стра­хом и радо­стью про­стого и вер­ного сердца; муд­рецы-волхвы, при­нес­шие дары-сим­волы, знак того, что земная муд­рость всего лишь часть муд­ро­сти небес­ной. Мирная ночь, а над всем Виф­ле­ем­ская звезда. Сколько мыслей и молитв родится рядом с этой иконой.

Читайте также:  Иконы которые помогают от врагов

А взгля­ните на образ “Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы”. Роди­тели при­вели един­ствен­ное, дол­го­ждан­ное, люби­мое дитя в храм для того, чтобы оста­вить его там. Девочке всего три года. Как милы малютки в это время, как чисты и невинны! Как лас­кает роди­тель­ское сердце один вид их! Но где лучше сохра­нить и укре­пить эту чистоту? В храме. Иоаким и Анна отдали Марию на вос­пи­та­ние в храм. Смот­рите, роди­тели, и ваше дитя должно чтить Закон Божий, и вашему ребенку необ­хо­димо быть в храме. Взирая на этот образ роди­тель­ского подвига и надежды на Бога, моли­тесь о своих чадах, раз­мыш­ляйте о своих обя­зан­но­стях.

Сколько необ­хо­ди­мого для нашей души найдем мы, глядя на икону “Сре­те­ние Гос­подне”. Сре­те­ние, по-сла­вян­ски встреча, то есть встреча Спа­си­теля и старца Симеона. Какие заме­ча­тель­ные слова про­из­нес Бого­при­и­мец Симеон, приняв на руки Мла­денца Иисуса: “Ныне отпус­ка­ешь раба Твоего, Вла­дыко, по слову Твоему, с миром” ( Лк. 2:29 ). Потому что было пра­вед­ному старцу откро­ве­ние, что не умрет он до той поры, пока не увидит Христа Спа­си­теля. И мы при встрече с Гос­по­дом, будь то в молитве, в Его храме, в чтении Свя­щен­ного Писа­ния, у мощей Его святых угод­ни­ков, так же рас­ста­емся с земным, вре­менно уми­раем для забот и скор­бен этой жизни. “Ныне отпус­ка­ешь раба Твоего, Вла­дыко…”

Почему бы вам не иметь образа Живо­тво­ря­щей Троицы: три Ангела, сидя­щих за тра­пе­зой, — символ бес­ко­неч­ной любви и еди­не­ния.

А какое уте­ше­ние для пра­во­слав­ного чело­века видеть рас­про­стер­тый над миром омофор Бого­ро­дицы на иконе празд­ника Покров Божией Матери. Не отча­и­вайся чело­век — и над тобою покров Заступ­ницы Усерд­ной.

Иконы сейчас можно при­об­ре­сти разные. Любой освя­щен­ный образ — свя­тыня. И бумаж­ная лито­гра­фия, и вос­про­из­ве­ден­ный худож­ни­ком-ико­но­пис­цем, и ста­рин­ный фамиль­ный образ, и при­об­ре­тен­ный в анти­квар­ном мага­зине рари­тет — все это икона. Конечно, при­ятно иметь высо­ко­ху­до­же­ствен­ный образ, напи­сан­ный гра­мот­ным спе­ци­а­ли­стом изо­гра­фом, такие сего­дня можно купить в Троице-Сер­ги­е­вой Лавре, Свято-Дани­ло­вом мос­ков­ском мона­стыре, где есть свои худо­же­ствен­ные мастер­ские. Заме­ча­тельно, если дома есть старые семей­ные иконы. Но не сле­дует пре­не­бре­гать и совре­мен­ной репро­дук­цией. В Крыму, в Лива­дии, в импе­ра­тор­ском дворце в каби­нете импе­ра­тора Нико­лая II, чело­века очень рели­ги­оз­ного и бла­го­че­сти­вого, стены бук­вально запол­нены ико­нами. Ста­рин­ные, дра­го­цен­ные по письму иконы, а рядом про­стень­кие “дере­вен­ского” письма, а кое-где лито­гра­фии и фото­гра­фии. И все эти свя­тыни — и доро­гие, и скром­нень­кие — встре­чали молит­вен­ный взор свя­того чело­века, сто­яв­шего с уми­лен­ным серд­цем перед ними. Дума­ется, что дело здесь не столько в том, какая икона перед нами, но и в нас самих. Мне при­хо­ди­лось видеть рав­но­душ­ные пустые лица и перед иконой Божией Матери Вла­ди­мир­ской, и перед Тро­и­цей письма Андрея Руб­лева. “Цар­ствие Божие внутрь вас есть” ( Лк. 17:21 ), — сказал Спа­си­тель.

Хочется поже­лать вам, чтобы святые иконы чаще пре­бы­вали перед вашим взором, подви­гая к молитве и бого­мыс­лию, воз­нося над мир­ской суетой, утишая стра­сти и исце­ляя болезни. Аминь.

Иконы в нашем доме. О молитве. О мило­стыне. — М.: Дани­лов­ский бла­го­вест­ник, 1997. — 48 с. — (Серия «За сове­том к батюшке»).

Источник статьи: http://azbyka.ru/ikony-v-nashem-dome