Меню

Явленная икона что такое

Явленная икона

В Самарском Крестовоздвиженском храме произошло чудо…

10 августа в Крестовоздвиженскую церковь г. Самары пришла живущая неподалеку Мария Маркарян, армянка Православного вероисповедания, вот уже восемь лет живущая с мужем и тремя детьми в Самаре. Она принесла на реставрацию икону святой Марии Магдалины, написанную на жести. Икона эта, обветшавшая, со стершимся изображением святой, стояла в уголке церкви Архистратига Михаила в поселке Красный Яр Самарской области, куда Мария прежде довольно часто ходила. Мария попросила у служащих церкви эту икону для реставрации, которую решила сделать за свой счет в благодарность за предсказание одного старца о рождении ею девочки. Старец сказал, что девочку надлежит назвать Марией в честь Марии Магдалины.

Все так и произошло. И вот с этой иконой Мария приходит в Крестовоздвиженскую церковь, так как там работает, как ей сказали, опытный и умелый иконописец и реставратор Константин Боровков. Константин принял заказ, а когда Мария ушла, внимательно осмотрел икону. Ему сразу же показалось странным, что такая плохонькая по качеству жестяная икона укреплена на добротной доске со шпоной, на каких обычно писали в прошлые века. Осторожно сняв жестяное покрытие, Константин вскрикнул от удивления: перед ним предстало дивное изображение Богородицы «Умиление» — список келейной иконы, пред которой молился и скончался Преподобный Серафим Саровский.
Осторожно сняв истлевшую ткань, которая находилась между жестью и доской, Константин позвонил настоятелю храма протоиерею Олегу Китову. В мастерской Константина перед нами предстала икона редкой красоты: темно-коричневые тона плавно переходили в светло-золотистые, стекая к изображению Девы Марии, крестообразно сложившей руки на груди. Ее склоненная голова, покрытая платом, источала свет. Лицо с тонкими, нежными чертами, в которых есть неземная чистота, смирение, кротость, возвышенность духа, притягивало взгляд и радостной волной ударяло в сердце.
Иконописец, имеющий специальное художественное образование, сказал, что он не может понять, каков красочный слой у иконы — это не масло, не темпера, не печать.
Изображение Девы Марии выполнено или в XIX веке, или в начале XX. Видимо, во времена лютых гонений на Церковь оно специально было закрыто более простым, жестяным покрытием — так мы предположили.
На календаре — десятое августа. И снова изумились: десятое августа — день памяти Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление»!
Завернув икону в плат, мы втроем отправились к Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.
Выслушав нас и осмотрев икону, Архиепископ Сергий приложился к ней и благословил нас ехать в Серафимо-Дивеевский монастырь, который находится на Нижегородской земле. Предстояло отслужить молебен в храме Святой Троицы в приделе, где находится чудотворная икона «Умиление», приложить явленную икону к дивеевской и пронести ее по Святой Канавке.
Мы поняли, что икона не просто так обнаружилась под жестяным покрытием. Произошло чудесное событие, которое на церковном языке называется явлением и имеет большой духовный смысл, несет в себе тайну, о которой можно лишь догадываться. Эта тайна обнаруживается со временем, знаменует важные, иногда исторические события.
Какие события будут связаны с этой явленной иконой Богородицы, знать нам не дано. Но то, что она явленная, сомнений не было ни у кого.

19 августа, в праздник Преображения Господня, протоиерей Олег Китов вместе с прихожанами церкви (нас собралось двенадцать человек) повез икону в Дивеево.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — святое место не только для нашей страны, но и для всего Православного мира. Сюда принесли мы явленную икону. Послушница Наталья Огудина (в прошлом она работала в газете «Благовест»), несущая послушание в паломнической службе монастыря, повела всю нашу группу по монастырю, а потом в Свято-Троицкий храм.
Здесь покоятся мощи Преподобного Серафима, его личные вещи, а в правом приделе — икона «Умиление». Этот придел торжественного, величавого и в то же время теплого храма так и называется — придел иконы Божией Матери «Умиление». Здесь нас встретила игумения Сергия. Благословила поставить икону на аналой, назавтра днем отслужить молебен и приложить нашу икону к храмовой. Весть о том, что в монастырь прибыла явленная икона «Умиление» из Самары, разнеслась по обители. По монастырскому уставу ежевечерне монахини по Святой Канавке обходят монастырь. В этот вечер благочинная монастыря монахиня Екатерина шла впереди с нашей иконой, рядом шел отец Олег Китов. Пред явленной иконой «Умиление» монахини и инокини молились ночью. Молился с ними и отец Олег. Утром служилась Божественная литургия. Затем наступило главное событие нашего паломничества.
Облачившись в праздничное белое, вышитое серебряными нитями священническое одеяние, отец Олег начал молебен в приделе иконы Божией Матери «Умиление».
Сейчас на пересечении улиц Ново-Вокзальной и Ставропольской возводится храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». По благословению Владыки Сергия храм этот, построенный по древнерусским образцам из вековых сосен, будет иметь три придела: центральный — по названию храма, левый — во имя святого Преподобного Серафима Саровского, правый — во имя иконы Божией Матери «Умиление». По благословению Владыки Сергия в нем и будет находиться икона. Как святыню ее будут выносить на молебны и по церковным праздникам.
А еще в храме будут частички мощей и Преподобного Серафима, и всех святых дивеевских, в том числе и блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, дарованные для нового храма в эту нашу поездку. Привезена и земля из Дивеева со Святой Канавки — ею будет выстлана дорожка вокруг храма, по которой, как по Святой Канавке, будут совершаться и крестные ходы, и молитвенные шествия прихожан. Намечается чествовать явление иконы «Умиление» ежегодным Крестным ходом от Крестовоздвиженского храма к храму Архангела Михаила в Красном Яру, где будет находиться риза с изображением Марии Магдалины, которой была закрыта икона «Умиление».

Читайте также:  Каким иконам лучше ставить свечи

На снимках: Явленная икона Божией Матери «Умиление»; Протоиерей Олег Китов и Алексей Солоницын с явленной иконой «Умиление» в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря пред соборной иконой «Умиление».

Источник статьи: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9125

Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Новгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 1986: XII в.
ГТГ 1995: Вторая половина XII в.
Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.
Eastmond 2013: Ок. 1200 г.
77 × 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Полезные материалы

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла.
Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Читайте также:  Является ли икона идолом

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  • праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Читайте также:  Икона божией матери расстрелянная история

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.
Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Источник статьи: http://pravoslavie.wiki/chto-takoe-ikona-i-kak-otnositsja-k-svjashhennym-izobrazhenijam.html