Меню

Являются ли иконы святым

Иконы святых — что они означают и для чего нужны

Узнайте все самое интересное и важное о христианских иконах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое иконы

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Иконой в христианстве называют священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или ангелов. Также это может быть изображение святых событий в христианстве. Икона написана с соблюдением определенных иконописных канонов (правил), а также освящена по специальному церковному чину. Освящая иконы святых, Церковь даёт благословение на её использование. Во время обряда освящения священник читает специальные молитвы, также окропляет икону святой водой.

Значение икон в Православии

Иконы Православной церкви не стремятся к натурализму и детальности, изображения на них условны и просты. Их предназначение в том, чтобы через написанный образ мы обращались к Первообразу. Молясь перед иконой, христианин поклоняется и обращается не к расписанной доске, а к тому, кто на ней изображён. Молящийся духовно возносится к этой личности, соединяется с ней. Иконы святых являются напоминанием о высшем, духовном мире и служат проводником, окном в этот мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.

Благодать того, кто изображён на иконе, действует и на саму икону. Поэтому она является святыней, к которой следует относиться с благоговением.

О ценности икон говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма” (“Слова”, том 2).

Приведём также цитату преподобного Иоанна Дамаскина из его “Слов против порицающих святые иконы”:

“…по смерти их [святых] благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях”.

Икона имеет богословско-символическое и эстетическое значение, но она выполняет также миссионерскую, богослужебную функцию. Наряду с Евангелием и другими святынями иконы используются в богослужениях. Икона представляет собой проявление церковного предания, ведь иконопочитание основано на признании основных христианских догматов. Например, догмата о Боговоплощении.

В ветхозаветные времена было запрещено изображать невидимого и неописуемого Бога. Его написанный Образ был бы кощунственным плодом человеческого воображения. Но Сын Божий принял человеческий облик, стал одним из нас, и теперь мы можем свидетельствовать об этом в иконах. Поэтому иконопочитание также является одним из догматов Православной церкви.

История православной иконы

Прообразы икон в виде символических рисунков появились ещё в первые века христианства. К 4 веку широко распространилась роспись храмов с изображением Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Библии. Тогда же, по одной из наиболее распространенных версий, в Египте появились первые иконы.

В 8 веке зародилась иконоборческая ересь (ложное учение), направленное против почитания икон. Оно основывалось на неправильном восприятии ветхозаветного запрещения создания кумиров. Однако в 787 году на Седьмом Вселенском соборе приняли догмат иконопочитания, было сформулировано богословское значение иконы. Иконопочитание окончательно утвердилось в середине 9 века, тогда же сложились определенные иконописные каноны.

Традиции написания икон проникли на Русь в 11 веке. Одними из наиболее известных русских иконописцев были Григорий Иконописец, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Основные типы икон

Существует множество классификаций икон по различным критериям. Так, в зависимости от места пребывания, иконы бывают домовые, дорожные и храмовые, то есть церковные иконы. С точки зрения сюжета иконы делятся на:

  • иконы Святой Троицы («Троица» Андрея Рублёва);
  • Господские, то есть изображающие Иисуса Христа («Добрый Пастырь»);
  • Богородичные («Казанская икона Божьей Матери»);
  • образы святых и ангелов («Икона преподобного Серафима Саровского»);
  • житийные, то есть изображающие эпизоды из житий святых (икона «Святые Косма и Дамиан, с житием»);
  • иконы праздников («Крещение Господне»).

Православные иконы святых и их символика

Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.

Читайте также:  Икона козельщанская божьей матери история

Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.

Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога. Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом. Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.

Источник статьи: http://pravoslavium.ru/ikony-svyatyx-chto-oni-oznachayut-i-dlya-chego-nuzhny/

Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Новгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 1986: XII в.
ГТГ 1995: Вторая половина XII в.
Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.
Eastmond 2013: Ок. 1200 г.
77 × 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Полезные материалы

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла.
Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

Читайте также:  Без чего нельзя начинать писать икону

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  • праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Читайте также:  Икона казанской божьей матери молитва для замужества

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.
Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Источник статьи: http://pravoslavie.wiki/chto-takoe-ikona-i-kak-otnositsja-k-svjashhennym-izobrazhenijam.html