Меню

Языческие верования славян капище идолы иконы волхвы жертвы

Языческие верования восточных славян

Славянские божества

Язычеством называют все древние политеистические религии (многобожие). Язычество противопоставляется монотеистическим религиям (единобожию), к которым относятся христианство, ислам (мусульманство), иудаизм. Язычники верили, что сверхъестественные силы, управляющие природой и человечеством, представлены многими богами, каждый из которых управляет определёнными природными явлениями и сферами человеческой деятельности. К языческим верованиям относятся, например, древнегреческая и древнеримская религии; язычниками были и славяне.

К сожалению, о верованиях наших предков мы практически ничего не знаем, так как с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, а сами культы, не отражённые в письменных источниках, — забвению. Всё, что пишется и говорится о славянских верованиях, — догадки и предположения, основанные на скудных данных летописей, где приведены поучения против языческих богов, и на немногочисленных археологических находках. Отголоски языческих верований звучат в народных сказках и суевериях. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч — не что иное, как древние славянские божества.

Исследователи предполагают, что славяне почитали некоторых животных. Эти почитания, вероятно, отголоски охотничьих культов древних людей. Так, славяне чтили медведя, хозяина леса. Преклонение перед зверем было столь велико, что истинное его имя знали только жрецы. Простые люди упоминали о медведе как о том, кто «ведает, где мёд», отсюда название. Истинное имя зверя осталось в слове «берлога» — «логовище, дом Бера». Скандинавское слово «бер», обозначающее медведя, переводится как «бурый». Подобное звучание есть и в других языках (bear — англ. «медведь»). Почитали охотники также и волка, пожирателя нечистой силы, и мать-олениху, связанную с плодородием и деторождением, а также коня, олицетворение солнца. Образ Солнца-коня мы и по сей день встречаем в народной культуре: это и коньки, украшающие крыши деревенских домов, и кони на народных вышивках, и традиция вешать подкову на счастье. Кстати, элементы народных орнаментов и резные украшения русских изб и утвари тоже дают исследователям информацию о древних культах. «Деревянные полотенца», спускающиеся по скатам крыш от конька, — это путь солнца от восхода до заката, и на резных концах полотнищ вырезались солнечные (солярные) знаки — круги, разделённые на 8 частей. Под самым коньком вырезался круг, разделённый на 6 частей, — талисман-оберег от молнии и прочих несчастий. В названии этого круга — «печать Рода» — сохранилось имя одного из главных языческих богов. Род толкуется исследователями как бог-творец, а его дочери рожаницы (радуницы) — как божества плодородия, дождя.

Даждьбог и Хорс связаны с культом солнца. В честь Хорса пекут блины на Масленицу, встречая весну вкусными румяными «солнышками», и хоровод водят тоже во славу Хорса.

Великой Матери всего живого, покровительнице женского рукоделия, Мокоши (Макоши) девушки приносили в жертву пряжу, кидая её в воду. Лада и её дочь Леля трактуются как покровительницы семьи и детей. Уже упомянутый нами Велес (Волос) был «скотьим» богом. Эта его функция потом передалась Св. Власию, покровителю скота. Велес распределял богатства, покровительствовал торговле и, возможно, был главой мира мёртвых. Таинственного и могущественного бога Велеса почитала знать, и даже князья прислушивались к его жрецам — волхвам.

Читайте также:  Храм валаамской иконы божья матерь

Бога весеннего пробуждения природы и плодородия Ярило символизировало зерно, которое умирает на пашне и возрождается в виде колоса. Яриле приносились в жертву овцы, чьей кровью окроплялась пашня.

Верховным богом, возможно, считался бог-громовержец Перун. Его особенно почитала княжеская дружина как покровителя военного дела. Этот бог иногда требовал и человеческих жертвоприношений.

Помимо богов, мир, в представлении восточных славян, был населён духами. Они жили в лесах, и водоёмах (леший, водяной, русалки, мавки (утопленницы)), и в жилищах. Домовой жил в доме, дворовый — во дворе, банник — в бане, скотник — в хлеве. Были и злые домашние духи — например, кикиморы, перереруги. От злых духов защищали щуры (чуры), деревянные человеческие фигурки, обозначающие предков, пращуров, покровителей рода. О них мы вспоминаем, восклицая «Чур меня!».

Местами почитания богов были леса и водоёмы, колодцы и деревья (у дубов приносились жертвы Перуну). Богам поклонялись в особых местах — капищах (от слова «капь» — т.е. идол). Капища располагались на возвышенностях, где стояли идолы богов, — там разжигались жертвенные костры и приносились жертвы. Мясо жертвенных животных подавалось членам общины на специальном месте вокруг капища — требище. Иногда жертвенные пиры проводились в специальных сооружениях — хоромах, храмах. За соблюдением обрядов следили жрецы и волхвы. Они ведали передающимися из поколения в поколение заклинаниями, изготовляли идолов и другие священные предметы.

Источник статьи: http://sitekid.ru/istoriya/istoriya_rossii/yazycheskie_verovaniya_vostochnyh_slavyan.html

Язычество Древней Руси

История дохристианских верований славян дошла до нас в виде отголосков народных обрядов, сказок и редких археологических находок. Письменность на Руси возникла около IX в. н. э. К летописным источникам относятся описание брачных обрядов славян Нестора-летописца в «Повести временных лет» и описание пантеона, собранного Владимиром в 980г.

Термин язычество ввели более поздние христианские богословы. Само слово происходит от древнеславянского «языци» — народы, племена. Язычниками принято называть все народы, не исповедующие три основных (авраамических) мировых религии – христианство, иудаизм, ислам.

Славянское язычество сформировалось во 2 тысячелетии до нашей эры, когда наши предки выделились из индоевропейской группы. Очевидно, что верования народов и племен, населявших Древнюю Русь, разнились между собой. Традиционными верованиями Древней Руси, подобно всем древним народам, были поклонения силам природы. Именно от этих сил зависел сам фактор выживания наших предков. Солнце, дождь, окружающая человека природа, огонь стали обожествленными объектами почитания. Весь мир вокруг был заполнен духами, существами из мира мертвых и богами.

Духи, нежить и хранители

Место проживания определяло имя и свойства духа. В лесу жил леший — хозяин чащи, злобный старик, покровитель лесных животных и растений. В водоемах обитали водяной и водяницы (русалки) — коварные существа, стремящиеся утащит человека на глубину. Хозяева полей — полевики портили посевы, отводили дожди. В жилищах обитали соответственно домовые, а в банях — банники. Добрый домовой хранит благополучие в семье, злой — портит продукты и утварь. Женский аналог домового — кикимора, неряшливая и безобразная старуха, мелкая пакостница. Как правило, все эти существа воспринимались нашими пращурами как духи умерших людей. Это отправляет нас к культу предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Так, один из самых ярких духов Баба Яга — хранительница границы между миром живых и мертвых. Поэтому люди задабривали духов, делали подношения перед началом каждого важного дела.

Читайте также:  Где хранится икона святая троица андрея рублева

Языческие боги древней Руси

Возможно, единственное упоминание языческого капища в летописях мы находим в «Повести временных лет»

«И нача княжити Володимеръ въ Кыеве единъ, и постави кумиры на хълме, въне двора теремьнаго: Перуна древняна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сьмарьгла и Мокошь. И жьряху им наричюще я богы»

Эти шесть богов получили название пантеона князя Владимира.

Перун — бог грозы и молнии. Перун перемещался по небу на золотой колеснице, запряженной крылатыми конями. Так как он был богом-покровителем князя и его дружины, естественно стал старшим из богов и главой пантеона. В требы ему приносили быков. Одним из атрибутов Перуна считался топор. Обереги в виде топориков носили дружинники князя. Символом Перуна был и дуб, знак прочности и вечности. Его именем клялись князья, заключая договоры. Клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах:

«…а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Хорс — бог-солнце (по другой версии – бог месяца, «ночного солнца»). Ему приносили требы блинами (блины похожи цветом и формой на солнце). На праздниках, посвященных Хорсу водили хороводы.

Дажьбог (Даждьбог) — «дающий благосостояние», солнечное божество, дарящее плодородие. Покровитель хлебопашцев. Автор «Слова о Полку Игореве» называет русичей «Даждьбожьи внуки».

Стрибог — покровитель купцов и моряков, возможно бог ветра и воздуха, этот вывод сделан на основании цитаты из «Слова о полку Игоревом»: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»

Симаргл (Семаргл) — полубожественный персонаж, возможно божество первородного огня, посредник между миром людей и миром богов. Изображался в виде крылатого пса.

Мокош (Макошь) — единственное женское божество в пантеоне Владимира. Богиня судьбы, изобилия, плодородия, семейного очага, покровительница женщин. Так же покровительствует ткачихам, она прядет нить судьбы всех живых существ, людей и богов.

Но были божества, не вошедшие в пантеон Владимира:

Велес – скотий бог, один из самых почитаемых богов у славян. В отличие от бога князя и воинов Перуна, Велес божество пахарей, скотоводов, купцов. Его капище стояло в Киеве, внизу, на Подоле у торговых пристаней Почайны. Покровитель сказителей и поэзии. Его именем также клялись при заключении договоров.

Читайте также:  Схороните меня в русской рубахе под иконами умирать

Сварог – бог неба и небесного огня. Существует версия, что он был верховным богом одного из племенных союзов. Бог-кузнец, научил людей плавить металлы. Ипатьевская летопись утверждает, что Сварог был отцом Даждьбога.

Род – ощеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Покровитель рода и судьбы. Упоминается с Рожаницами, духами, определяющими судьбу ребёнка при рождении.

Лада – богиня молодости, весны, красоты и любви. Требу ей клали в виде белого петуха. По некоторым версиям была женой Сварога, либо его дочерью.

Капища

Если общение с духами и хранителями у славян происходило ежедневно на бытовом уровне, то обращение к богам требовало особого места. Ими стали капища, языческие святилища русичей. Так как были они деревянными, до нашего времени не сохранились. Реконструкции капищ, найденных археологами, представляют собой круглые площадки, ограниченные рвом и валом. В центре – идол божества, которому посвящено капище. Иногда вокруг него несколько идолов «младших» божков. Территория внутри капища покрывалась глиной, песком или камнями. Многочисленные следы огня и остатки каменного угля указывают на горение ритуальных костров. Находки костей животных (а иногда и человеческих черепов) говорят о том, что здесь приносились жертвы или как говорили предки — клали требы.

Служили в капищах славянские жрецы — волхвы. Они доносили до простого люда волю богов, были пророками, хранителями тайного знания.

Обряды дохристианской Руси

Языческие обряды сопровождали русича от рождения до тризны (погребального обряда, пира в честь умершего).

В. М. Васнецов. «Тризна по Олегу». 1899

Многие обряды древних русичей сохранились до наших дней. Масленица, святочные ряженые, гадания, ночь на Ивана Купалу, подношение пищи на могилы умерших предков все это пришло к нам от древних.

В 988 году князь Владимир крестил Киев. Идолы старых богов изрубили и сожгли, Перуна сбросили в Днепр. С этого момента язычество отступает перед христианством. Это был долгий и часто кровавый процесс. До XII века вспыхивали восстания волхвов и язычников. Более того в 1534 году митрополит Макарий пишет Ивану Грозному:

«Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят кровную бесам — волов и овец и всякий скот и птицу»

Василий Иванович — это великий князь Московский Василий III, отец Ивана Грозного. Правил он в с1505 по 1533 год. Языческие праздники и обряды постепенно влились в христианство. Был продолжительный период двоеверия, когда официальные христиане в быту продолжали творить требы домашним духам и хранителям. И даже сейчас отголоски его слышны в нашей жизни, когда в новое жилище первой впускают кошку, присаживаются «на дорожку», оставляют еду на могилах, поминая умерших.

  1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988
  2. Аничков Е. В.Язычество и древняя Русь. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1914.

Источник статьи: http://histerl.ru/kurs/rusi/jazycheskie-verovanija-rusi.htm