Меню

Язык икон в руси

Древнерусская иконопись

Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение «что есть икона» (по-гречески «икона»-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. «Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок.»

Покров Богородицы (Новгородская икона)

Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги. Что же это за символы? Звезда,например означает обоготворение. Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер. Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода -реки, потоки воды. Круг- вечность, вечную жизнь. Дева на троне в венце и мантии — весна. Люди с крестами в руках- мученики. Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами, — слухи, обозначающие высшее видение, знание.

Цвет -также своеобразный опознавательный знак изображений: по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь, по светло — малиновому — апостола Петра , по ярко — красному фону — Илью пророка. Краски как азбука : красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый -выражение юности,жизни; белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога. Золотой цвет также являетсяцветом Бога.

Древние русские мастера расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на которую никогда не решится ни один взрослый художник,по-видимому, это должно было соответствовать евангелистским словам:»Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе. «Без Бога — ни до порога» — так отражала реальный быт людей того времени эта поговорка. Иногда иконы объявлялись чудотворными, чудесными, на их счет относили военные победы, прекращение эпидемий, засух. К иконам до сих пор относятся бережно, они источают радость, наслаждение жизнью, силу и чистоту.

Источник статьи: http://www.cvetamira.ru/drevnerusskaya-ikonopis

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ. ЯЗЫК ИКОН

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ. ЯЗЫК ИКОН
План
1. Корни дрен не русской иконописи.
2. Забвение и возрождение русской иконы
3. Язык икон.
3.1. Сюжеты древнерусской живописи
3.2. Образы Спаса.
3.3. Образы Богородицы.
1. КОРНИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
В последние десятилетия интерес к древнерусской жи-
вописи необычайно возрос. Причиной тому послужила заин-
тересованность западных специалистов и ценителей иконопи-
си к древнерусской иконописи. Но, к сожалению, у себя на
родине смысл, традиции и знание древнерусской иконописи
давно утеряны, поэтому сталкиваясь с творчеством древних
иконописцев, понимаешь, что возникли определенные труд-
ности по его восприятию. Такие трудности испытывает не толь-
ко школьник или студент, но и взрослый человек, даже высо-
кообразованный. А ведь в Древней Руси живопись была дос-
тупна всем. Такой пробел в знаниях коренится не просто в
недостатке эрудиции отдельной личности, а в драматической
судьбе самого древнерусского искусства, в драме российской
истории
Христианство на Руси отметило уже свое тысячелетие,
но, заметим, что искусство иконописи имеет такие же древние
корил С’юво «икона* произошло от греческого «eikxn^H обо-
значает «образ*, «изображение» Икона возникла до зарожде-
ния древнерусской культуры и получила широкое распрост-
ранение во всех пралослашгых странах. На Руси же иконы
появились в результате миссионерской деятельности визан-
тийской церкви в тот период, когда значение церковного ис
кусства воспринималось с особенной силой. На развитие рус-
ского церковного искусства наиболее сильно повлияло то, что
Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения, эпо-
ху расцвета духовной жизни в самой Византии. Именно и Ви-
зантии и этот период проплетало церковное искусство, и имен
по и у/от период новообращенная Русь получила среди про-
чих икон, как образец православного искусеца, непревзой-
денный шедевр — икону Богоматери, названнуо впоследствии
Владимирской.
Следует сказать, что поклонение иконам было па Руси не
всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные
споры, нужны ли иконы или следует отвергнуть их как пере-
житок языческого прошлого. Некоторые крупные деятели
христианской церкви решительно возражали лротив почита-
ния икон, ссылаясь при этом на библейскую заповедь, которая
требовала от верующих «не делать себе кум;оа, что на небе
вверху?.
Но так как языческая Русь к моменту принятия христи-
анства уже имела высокоразвитую художестве-шую культуру,
это явилось благоприятной предпосылкой к освоению визан-
тийского наследия и способствовало сотрудничеству русских
и византийских мастеров. Кроме того, новообращенный на-
род всецело воспринял византийское наследие, понял его, и
ведь поистине его нигде так не приняли, как на Руси.
Издревле слово «икона? употребляется в связи с отдель-
ными изображениями, как правило написанными на доске
Почему на доске, почему не в виде фрески или мозаики? По
тому что на Руси дерево являлось основным строительным
материалом и большинство церквей были деревянными (ка-
менные соборы на Руси стали строиться в XI в. по строго
византийским канонам). Иконы писались на липовых или сос-
новых досках, покрытых алебастровым грунтов — левкасом.
Сваей декоративностью, удобством размещения в храме, яр-
костью и прочностью красок иконы, напнеанные на досках,
как нельзя лучше подходили для убранства русских деревян-
ных церквей. Недаром очень точно было отмечено, что в Древ-
Русская иконопись. Язык икон 473
ней Руси икона явилась такой же классической формой изоб-
разительного искусства, как в Египте — рельеф, в Элладе —
скульптура, а в Византии — мозаика.
Живопись христианской Руси играла в жизни общества
весьма важную и несколько иную роль, чем современная жи-
вопись, и эту роль определял ее характер. Одновременно с
принятием на Руси крещения, естественно наследовалось и
византийское представление о том, что задача живописи —
•«воплощение слова»’ посредством воплощения образов хрис-
тианского вероучения. Поэтому в основу древнерусской жи-
вописи легло великое христианское «слово». Прежде всего
это Библия (от греч. «biblion» — кнша) — снод книг, состав-
ляющих Священное писание, созданных, согласно христиан-
скому вероучению, по вдохновению Святого Духа,
Воплотить такую грандиозную литературу нужно было
как можно проще и яснее — ведь это воплощение должно
было приблизить человека, и образованного и простого, к ис-
тине самого этого слова, к глубине этого вероучения. Поэто-
му византийское искусство разрешило эту задачу, выработав
своеобразную совокупность приемов и создав невиданную
ранее художественную систему, которая позволила ясно и в
полной мере воплотить христианское слово в живописный
образ.
В течение долгих веков древнерусская живопись наибо-
лее полно, ярко и красочно раскрывала людям духовные ис-
тины христианства, воплощенные в образы.
2. ЗАБВЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ
ИКОНЫ
Вскоре, так же как и искусство всего византийского мира,
искусство Древней Руси постигло забвение. Византийская
империя пала под натиском турецких завоевателей, оказались
завоеваны мусульманами некогда христианские страны Ма-
лой Азии и многие славянские государства. Русь подверга-
лась нашествиям монголо-татар, но, по существу, она един-
ственная, кто выстоял в тех войнах. Поэтому после падения
Византии Русь приняла наследие — она стала подлинным цент-
ром православной культуры.
Но причиной забвения иконописи, а также и исконной
древнерусской культуры явились не войны и разорения, а, как
ии удивительно, реформы Петра I, ориентировавшие Россию
па Запад.
После петровских реформ русская живопись, как и цер-
ковная, строится на новых западноевропейских принципах.
При всем уважении к древнерусской живописи европеизиро-
ванное русское общество воспринимало ее лишь как варвар-
ское и безнадежно устаревшее. Постепенно вся живопись, как
и вся допетровская старина, подверглась забвению. Этот пе-
риод длился около ста лет, но древнюю художественную сие*
тему удалось сохранить, конечно в утрированном виде, лишь в
крестьянском иконописании, центрами которого были села
ГТалех, Холуй, Мстера. Новая волна интереса к иконописи
возникла со стороны русской интеллигенции, возникшей как
раз благодаря петровским реформам.
Возрождение интереса к древнерусской иконе вызвало
заинтересованность и в ее живописи. В XIX в. историки,начи-
нают изучать произведения древнерусских художников – тут-
то и произошло подлинное открытие иконописных сокровищ.
Оказалось, что любители старины по-настоящему и не видели
древнерусской иконописи. Фрески, мозанка. иконы, которые
были в древних богатых церквах-, покрылись столетней пы-
лью, закоптились, потемнели. Иконы «потерялись» в общем
мраке. Причиной «невидимости» икон оказалась особая тех-
ника, в которой они создавались. Доска, перед нанесением на
нее рисунка, специально обрабатывалась, покрывалась лепка-
сом или загрунтованной тканью — паволокой, а само изобра-
жение наносилось на грунт темперой (минеральными краска-
ми). Изображение покрывалось слоем олифы, чтобы «заигра-
ли» цвета, и что еще важнее — предохранялась от поврежде-
ний поверхность иконы. Любители иконописной живописи
выяснили, что олифа обладает свойством со временем тем-
неть, буквально через 70—100 лет картина темнела настолько,
что изображение, находящееся под ней, невозможно было рас-
смотреть. Ранее на Руси знали о такой особенности олифы,
поэтому периодически иконы подвергались своеобразной ре-
ставрации, то есть применялись трудоемкие способы удаления
потемневшей олифы. Со временем такой способ «расчистки*
древней живописи заменили на менее трудоемкий — иконы
стали не расчищать, а «поновлять*, то есть поверх потемнев-
шей олифы писалось новое изображение. Часто на одной ико-
не в течение веков наносилось несколько таких «поновлений»,
в результате чего первоначальное изображение оказывалось
как бы «запечатанными, покрытым несколькими слоями крас-
ки и олифы. Таким образом, в начале XIX в., к тому моменту,
когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели
уже и иконы XVII в.: поблекли силуэты, стерлись контуры
изображений, потемнела олифа.
Следует отдать должное именно тем чутким к искусству
людям, которые почувствовали, что за слоем потемневшей и
закопченной олифы скрывается настоящее обилие свежих
красок. Так, в 1840 г. историк Иванчин-Писарев, посетивший
Троице-Сергневу лавру, сумел увидеть в хранящейся там силь-
но потемневшей 4Троице*» Андрея Рублева ценнейший памят-
ник искусства.
В первой половине XIX в. было принято считать, что
развитие художественного искусства в России – заслуга Пет-
ра I, во второй половине XIX в. это представление было раз-
рушено. Историки XIX в. заинтересовались древней словес-
ностью, древней литературой. Благодаря именно этому факту
ученые занялись изучением и дрешюй иконописи, которая тес-
нейшим образом была связана со словом, литературой, и суме-
ли по достоинству оценить точное и глубокое соответствие
сюжетов икон литературному источнику.
Пристальное внимание широкого круга образованных
людей к допетровской живописи привело их к старообрядцам,
раскольникам, то есть крестьянам и купцам, предки которых и
середине XVII в. отклонились от православной Церкви, не
приняв некоторых нововведений. В этой среде хранились древ-
ние иконы, которые чтились, ценились, красоту которых виде-
ли и понимали. Общение со старообрядцами дало возмож-
ность ближе познакомиться с большим числом собранных и
принадлежащих им икон, расширить знания, изучить технику
выполнения не на нескольких экземплярах, а на целых кол
лекциях. Но что оказалось еще более ценным – у ггаршбрял
цев учились ценить тонкость древнего письма, учились видеть
даже сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рп
сунка, стройную ясность композиции
На исходе XIX в. в России складываются многочислен
ные частные коллекции, которые собираются уже не каь на
мятники старины, а как произведения искусства. ( амые :ша
менитые из них коллекции Л. В. Морозова. И С Огтроухо-
ва. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый
474 Культура
Третьяков, который, понимая художественное значение со-
бранной и-м коллекции, завещает ее своей картинной галерее.
Абсолютно понятно и естественно воспринимается жела-
ние знатоков и коллекционеров увидеть в настоящем виде то,
что скрывается под почерневшей олифой, поэтому в начале
XX в. были предприняты расчистки икон. Организатором это-
го мероприятия стал И. С. Осгроухов, ставший к тому времени
не только владельцем собственной коллекции икон, но и попе-
чителем Третьяковской галереи. Как истинный коллекционер и
ценитель древней иконописи, И. С. Остроухов мечтает открыть
на иконах первоначальную живопись. Он ищет в старинных
иконописных селах мастероа-иконописцеп, которые берутся за
работу. Великолепное знание технологии иконы, наследствен-
ные дедовские приемы помогают им удалить потемневшую оли-
фу и снять поздние записи. С этого момента началось настоя-
щее открытие древнерусской иконописи. В результате рестав-
рации иконы предстали перед зрителями во всем своем велико-
лепии так ново и неожиданно, что удивляли даже специалис-
тов. Вслед за реставрацией первых икон последовало множе-
ство других- в музеях, частных собраниях, в храмах, где начали
расчищать не только иконы, но и древние фрески.
XIX век стал веком открытия древнерусской живописи,
а Начало XX столетия — признанием ее художественного зна-
чения и пониманием ее подлинного духовного смысла.
В начале XX в, в России происходит революционный пере-
ворот, после чего в качестве государственного мировоззрения
признается атеизм. Христианское слово подвергается гонению,
церкви разрушаются, иконы изымаются из обихода или тут же
уничтожаются. Изучение духовного смысла древней иконописи
становится не только невозможным, но и вообще может привес-
ти к тому, что в будущем изучать будет нечего. Однако ценители
древнерусского искусства находятся л среди революционеров.
Чтобы сохранить изъятые из храмов и частных коллекций древ-
ние иконы, их помещают на хранение в музеи.
В 50-х годах начал возрождаться интерес к националь-
ной культуре, икона как явление этой культуры начала робко
возвращаться в музейные экспозиции, а в 60—80-х годах уже
достаточно широко и открыто. На сегодняшний день в стране
имеются богатейшие коллекции древних икон и, что радует,
некоторые денные экземпляры возвращаются в храмы.
3. ЯЗЫК ИКОН
3.1. Сюжеты древнерусской живописи
К тому времени, как современный человек смог свободно
лицезреть древнюю иконопись, выяснилось, что художествен-
ный мир иконы, лежащее а нем слово, Евангелие, Библия, все
христианские традиции забыты. Современники привыкли к ев-
ропейской живописи, каковой является и российская, я непри-
вычный художественный язык иконописи стал им труден, если
не сказать проше – недоступен. Кроме того, за годы правления
Советов выросло не одно поколение, которое не знало Свя-
щенного писания, которому было неведомо житие святых, цер-
ковные песнопения, поэтому сегодня для многих закрыто то
«слово», которое лежит в основе древнерусской живописи.
Начавшееся возвращение к этому виду искусства идет трудно
и медленно. Рассматривая иконы, невольно задастьгя вопроса-
ми: «КТО изображен? Что изображено? Почему изображено
именно так?». Эти вопросы на первый н.чгляд кажутся просты-
ми и наивными, на самом деле они чрезвычайно важны и нуж-
ны. Без ответа на них невозможно даже самое поверхностное
рассмотрение древнерусской иконописи, невешожнп приобще-
ние- к тому открытию иконы после почти столетнего забвения,
которое принес XX век. Ниже мы рассмотрим наиболее часто
встречающиеся композиции русских икон.
3.2. Образы Спаса
Центральный образ всего древнерусского искусства —
образ Иисуса Христа, Спаса, как его называл.1! на Руси, Спаси-
тель (Спас) — христианская религия абсолютно точно дала
определение этой личности; Иисус Христос

Читайте также:  Триумф православия икона византия

в одном липе
Человек, Бог и Сын Божий, принесший спасение всему чело-
веческому роду.
На иконах с изображением Спаса традиционно начертаны
по обеим сторонам головы литеры 1С ХС — сокращенное обо-
значение его имени — Иисус Христос. Над толстой Спаса чаще
всего золотой нимб — символическое изображение исходяще-
го от него света, света вечного, потому и обретающего круглую
безначальную форму Нимб всегда расчерчен крестом в намять
о крестной жертве принесенной за людей. Еще в византийском
искусстве сложились художественные приемы, позволяющие
раскрыть божественное начало в чертах и облике Иисуса Хри-
ста, на Руси эти приемы развивались, дополнялись и достигли
такого совершенства, что мастера смогли в образах Спаса рас-
крыть разные грани его личности, при этом он» не ставили са-
моцелью достижение разнообразия, наоборот, они стремились
как можно полнее сохранить то, что было сделано их предше-
ственниками. Избранное изначально изображение Спаса повто-
рялось художниками из поколения и поколение, но никогда не
создавались копии, в каждом изображении Иисуса было что-то
новое, открывающее еще одну грань его личности.
Спас Нерукотворный — важнейший образец, которому
следовали мастера-иконописцы всех времен Существовала
легенда, что Нерукотворный Образ — это изображение, со-
зданное по воле самого Иисуса Христа в помощь страждуще-
му человеку. Из осех икон с изображением Нерукотворного
Образа наиболее известен древнейший из сохранившихся эк-
земпляров — «Спас Нерукотворный», созданный в XII в. в
Новгороде и хранящийся сегодня в Третьяковской галерее.
Наиболее распространенным и очень важным для христи-
анина было изображение «Спас Вседержитель» Понятие «Все-
держитель» выражает основное представление христианского
вероучения о Иисусе Христе. ^Спас Вседержитель* — это по-
ясное изображение Иисуса Христа, насыщенное смысловыми
атрибутами; а левой руке его Евангелие, знак принесенного им
в мир учения, правая рука, десница, поднята в жесте, обращен-
ном к этому миру с благословением. Художники-иконописцы
стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа
божественной силой и величием.
До нас дошло изображение Спаса Вседержителя в моза-
ичном исполнении на внутренней поверхности купола в од-
ном из древнейших храмов — соборе Святой Софии в Киеве
(1043-10-16 гг). Из иконописных изображений Спаса Все-
держители наиболее ценной является икона, написанная а на-
чале XV в. Андреем Рублевым. Этому Спасу я&ло название
место, где обнаружили икону — город Звенигород — «Звени-
городский Спас*.
Распространены изображения Иисуса Христа в компози-
циях «Спас на престоле*-, где Владыка \:ира располагает теми
же атрибутами, что и в «Спасе Вседержителе» (Евангелие н
левой руке и поднятая в благословении десница), а на его
Коляда 475
царственную власть указывает престол (трон). В лих изобра-
жениях особо ясно показано, что Владыка мира является и
его судьей, так как «воссев на престол», Спаситель творит
свой последний суд над людьми и миром.
3.3. Образы Богородицы
Наравне с образами Спаса по своему смыслу и значению
стоят образы Богоматери — Девы Марии, земной матери Иису-
са. Христиане верят, что Владычица мира — Богородица —
заступница всех страждущих, в ней извечное материнское стра-
дание обрело высшую полноту, а ее сердце «пронзенное» му-
ками Сына, навечно призвано отзываться на бесчисленные люд-
ские страдания-
Прсдаиие гласит, что первые иконы с изображением Бо-
гоматери были созданы при ее жизни, а написал их один из
апостолов, автор Евангелия — Лука. К произведениям худож-
ника евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Влади-
мирская», которая считалась покровительницей России. Се-
годня шеона находится в Третьяковской галерее. Существует
летопись, где сообщается, что эта икона была привезена в
начале XII в, а Киев из Царьграда (столицы Византии Кон-
стантинополя). На Руси она получила имя «Владимирская».
Князь Андрей Боголюбский, отправляясь в северо-восточные
земли, вывез образ из Киева. В городе Владимире икона обре-
ла свою славу.
В центре иконы располагается поясное изображение Бо-
гоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается
к ее щеке. Во всем образе Марии выражена материнская скорбь
за Сына, а также извечная готовность заступиться за людей. В
лике младенца видна готовность разрешить материнскую пе-
чаль, его взгляд, обращенный на мать, детский и одновремен-
но необычайно мудрый. Такой тип изображения Марии и мла-
денца получил название «Умиление». Благодаря народной
любви к этой иконе, с нее было сделано множество списков
(копий), а сам тип «Умиление» получил широкое распростра-
нение на Руси, особенно в северо-восточных областях. Так,
например. «»Впгомятерь Допекая», принадлежащая к типу «Уми-
ление», согласно легенде, получила свое название в связи с
тем, что Дмитрий Донской брал се с собой на Дон, в битву на
Куликовом поле, и одержал великую победу над татарами.
В народе пользовались большой популярностью также
изображения Богоматери с, младенцем на руках, которые назы-
вались «Од иттрия», то есть «Путеводительница*. 8 компози-
циях «Одигитрия» Богоматерь изображена фронтально, в тор-
жественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята
в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь
Одигитрию», называют «Богоматерью Смоленской*, так как,
согласно летописному приданию, древнейший из привезенных
на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.
Существует еще несколько различных по композиции
изображений Богородицы. К ним относятся: -«Богоматерь
Казанская*, «Богоматерь Знамение*, «Богоматерь Оранта*
(Молящаяся), «Богоматерь Тихвинская».
Кроме рассмотренных икон с изображением Спаса и Бо-
гоматери, существует еще несколько сюжетных групп: с изоб-
ражением различных святых, например, Георгия Победонос-
ца, апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих
других, а также с изображением различных праздников, на-
пример, Рождества. Сретения, Успения и др. Все перечислен-
ные иконы пишутся по определенным канонам, то есть прави-
лам, определяющим сюжет и композицию изображения.
Мы познакомились с образами древнерусской живописи
и лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые
из христианского слова, большей частью известны всем хрис-
тианским народам. Но благодаря особому отношению к хрис-
тианскому слову, эти сюжеты стали на Руси основой самобыт-
ного, уникального н мировой культуре явления – лревнерус
ской иконописи.
Паши современники поклоняются иконам так же, как
поклонялись и наши предки. Люди нуждаются в общении, И
эту потребность они реализуют перед иконами, находя в изоб?
ражениях Иисуса, Богородицы и снятых именно тех собесед-
ников, которые обладают огромными возможностями. А но
клоияясь богам, нужно хотя бы знать, кто это, какие за ними
заслуги, кому они покровительствуют…

Читайте также:  Иконы божьей матери с младенцем редкие

Источник статьи: http://kursak.net/russkaya-ikonopis-yazyk-ikon/