Меню

Языкова ирина константиновна богословие иконы

Языкова ирина константиновна богословие иконы

БИБЛЕИСТИКА запись закреплена

Языкова Ирина Константиновна

Лекции на темы: Богословие Иконы, Современная авторская икона, Икона в секулярном мире, Иконография Пасхи.

Языкова Ирина Константиновна — искусствовед, известный в России и за рубежом специалист в области христианской культуры, в частности русской иконописи. Автор книг о русской иконе. Преподает в христианских учебных заведениях.
С 1991 г. преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный православный университет (ОПУ), основанный о. Александром Менем в 1990 г. Затем, в 1995 г. перешла в Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает в ББИ должность зав. кафедрой христианской культуры. С 2001 г. преподает в Коломенской духовной семинарии, где читает курс по церковному искусству. С 2002 г. преподает также в Российском православном институте св. Иоанна Богослова, на факультете церковно-исторической живописи. Ныне она декан этого факультета.

Богословие Иконы:
Лекции о богословии иконы легли в основу монографии «Богословие иконы», написанной по заказу Московской Патриархии. Эта книга была рекомендована как учебник для семинарий и богословских вузов. В 1997 г. была переведена на польский язык и издана в Варшаве. В этих лекциях искусствовед рассказывает о феномене иконы в единстве исторического и богословского подходов, а также в контексте христианского мировоззрения и библейской антропологии. Говорится о художественном и символическом языке христианского образа, его месте в литургическом пространстве. Излагается история иконоборческих споров и догмата иконопочитания, выработанного в их результате, рассматриваются иконография Иисуса Христа, Троицы и Богоматери, связь богословия иконы с исихазмом, богословские и эстетические поиски Нового Времени. Внимание уделяется важности иконы в современном контексте, как способу благовестия современному миру. В 1981 г. Ирина Языкова окончила Московский Государственный Университет им. Ломоносова, исторический факультет, отделение истории искусства. Защитила диплом на тему «Образ Богоматери в древнерусском искусстве рубежа XIV–XV вв.» Работала во Всероссийском Обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Всесоюзной проектной научно-реставрационной мастерской (ВПНРК), объединении «Союзреставрация». Много лет участвовала в программе по обследованию и паспортизации памятников церковной архитектуры и искусства, поставленных на государственный учет (в основном ее объектами были московские храмы и монастыри).

Современная авторская икона:
Сегодня иконописная традиция стремительно возрождается после трагического разрыва традиций. И вполне объяснимо, что ориентиром для иконописцев становится великое прошлое. Однако значит ли это, что мы обречены только повторять созданное нашими предшественниками и не дерзать на собственное художественное высказывание?

Икона — не только достояние прошлого, она продолжает быть живым языком, на котором Церковь несет Благую Весть миру. Среди множества современных иконописцев есть ряд мастеров, которые ищут новые средства выражения для вечных истины, новые возможности в рамках канона. Именно с этим кругом иконописцев связывают понятие «авторская икона», что отражает ведущую тенденцию в иконописании последнего десятилетия.

Источник статьи: http://vk.com/wall-134683878_215

Богословие иконы

Книга основана на курсе лекций, читаемых Ириной Константиновной в университете

Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы — хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте.

Одновременно с этим русские иконы стали предметом спекуляции, контрабанды, подделок. Поразительно, что несмотря на многолетнее расхищение такого достояния нашей национальной культуры поток русских икон все же не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном творческом потенциале русского народа, создавшего за минувшие века столь великое богатство.

Богословие иконы скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Эта книга задумана как благодарное приношение Наталье Леонидовне Трауберг, верившей что «райские реки текли молоком, водой, вином и пивом» и как мало кто умевшей расцвечивать милостью самые сумрачные времена. Именно она однажды предложила собраться и «поговорить о еде в культуре». Авторы сборника – библеисты, историки религий, культурологи, этнографы, искусствоведы и литературоведы – попытались представить несколько возможных подходов к одному из древнейших культурных архетипов, а точнее устроить из многообразных приношений «пир понимания», собирающий разделенных людей и эпохи вокруг общего стола, где их ждут «простые и прекрасные субстанции».

Читайте также:  Дмитрий митра мученик икона

Эта необычная книга сложилась из материалов, которые в разные годы были опубликованы в журнале ББИ «Страницы: богословие, культура, образование», в рубрике «Богословские досуги». Мы не претендуем на всестороннее исследование богословия юмора, хотя в сборнике вы найдете и исследовательские статьи. Собранные здесь разнообразные по жанру и форме материалы, которые были написаны по разным поводам, объединяет то, что к проблемам весьма серьезным и важным их авторы подходят с изрядным чувством юмора и иронии.

Предисловия, с точки зрения автора, пишутся в первую очередь для ленивых читателей, не желающих самостоятельно разбираться в содержании толстых монографий – студентов, аспирантов и т.д. Вот почему автор, предполагая в своем читателе не праздного любопытствующего, вместо краткого пересказа основного содержания книги собирается рассказать прежде всего о том, как шла над ней работа, как постепенно по мере углубления в историю адвентизма менялся первоначальный план.

Эта книга представляет собой систематизированное изложение основных библейских истин.

Цель книги — открыть людям, желающим познать Бога, истину о вечносущем и любящем Создателе, представить Его таким, каким Он открыл Себя в Священном Писании.

Вполне правомерен вопрос: какое значение имеют размышления о Боге и религии в наш насыщенный проблемами век? Захотят ли прочитать эту книгу рабочий человек, студент, домохозяйка, военный или пенсионер? Действительно, мы все — чрезвычайно занятые люди, вынужденные нести нелегкое бремя жизненных проблем. Нам многого не хватает для удовлетворения самых насущных нужд. Именно поэтому нам нужна духовная поддержка, нам нужна жизненная энергия, нам нужны силы для постоянной внутренней борьбы.

История о сотворение мира духов и первого человека.

Феномен смеха с православной точки зрения.

Вклад Саадии бен Йосефа аль-Фаюми Гаона (882 — 942) в еврейскую культуру поистине бесценен. Пламенный полемист, первопроходец в области лингвистики и экзегезы, первый в раввинистической среде переводчик Священного Писания на арабский, систематизатор еврейской литургики и создатель первых еврейских философских произведений, Саадия оказал значительное влияние на формирование концептуальной базы еврейской мистики. В его книгах Kitab al-Mabadi (Комментарий на «Сефер Йецира») и Kitab al-Amanat wa’l-Itiqadat («Книга верований и мнений»), а также ряде полемических произведений впервые в еврейской литературе четко сформулирован принцип Единства Бога (Yihud), который впоследствии станет одним из ведущих принципов иудейской теологии. Саадия закладывает основы концепции антиантропоморфизма, оказавшей большое влияние на формирование идеи трансценденции Бога в еврейской мысли, и впервые проводит феноменологический анализ пророческого видения как такового, создавая для этого концепции Kavod Nivra (Сотворенной Славы) и Dibur Nivra (Сотворенной Речи). Как и все творчество Саадии, данная область лежит в средоточии межкультурного взаимодействия, где сталкиваются греческая и арабская философские системы, арабская и еврейская мистика, где претерпевает становление идея еврейской идентичности, складывающаяся в Средние века.

О единосущии Христа и антихриста. Изложение православного учения

Итак по прошествии месяца, можно, думаю, подвести черту в вопросе о единосущии Христа и антихриста. Теперь я опубликую результаты дискуссий по данному вопросу в виде стенограммы моих выступлений на форуме «Пешка».

Поскольку видимый бесенок Мангустка всё ещё сопротивляется правой и непогрешительной христианской вере, всячески утверждая некий особый статус для своего духовного вождя — антихриста, считаю нелишним прекратить его немощные дерзости, приведя орос

Православное учение об антихристе и элистинская ересь

Решил перепечатать публикацию своего небольшого исследования об антихристе с форума «Пешка» . Может, кому–то оно будет полезным.

Мятущийся и крикливый легион бесов (даймонов — маггидов), которым одержимыSSалов и его верные псы, типа Устина Пауэрса, в последнее время всё настойчивее пытаются занять лидирующие позиции на виртуальных рубежах рунета. Хотя сроки для реализации «тайны беззакония» поджимают — одно для бесов хорошо: гоев–совков, которых удобно морочить всякого рода «креативными высерами», в сети подавляющее большинство.

Читайте также:  Кикская икона божьей матери в москве

Источник статьи: http://bookshake.net/b/bogoslovie-ikony-irina-konstantinovna-yazykova

Языкова ирина константиновна богословие иконы

Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где бы не было православной иконы — хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте.

Одновременно с этим русские иконы стали предметом спекуляции, контрабанды, подделок. Поразительно, что несмотря на многолетнее расхищение такого достояния нашей национальной культуры поток русских икон все же не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном творческом потенциале русского народа, создавшего за минувшие века столь великое богатство.

Однако человеку в изобилии икон бывает довольно трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением религиозного чувства и веры, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа.

Когда мы всматриваемся в иконы разных веков, нам необходимы объяснения специалистов, подобно тому, как, осматривая древний собор, мы нуждаемся в экскурсоводе, который укажет нам на отличия древних частей здания от позднейших пристроек, обратит внимание на малозаметные на первый взгляд, но очень важные характерные детали, отличающие то или иное время и стиль.

В изучении икон, в стремлении лучше понимать эти творения человеческого духа, становится необычайно важным опыт людей, сочетающих профессиональное искусствоведческое образование со значительным стажем жизни в Церкви. Именно это и отличает автора предлагаемого вниманию уважаемого читателя учебного пособия. В живой и доступной форме рассказывается о первых христианских изображениях. Вначале это символы: рыба, якорь, крест. Затем переход от символа к иконе: добрый пастырь с ягненком на плечах. И, наконец, собственно ранние иконы — синтез античной живописи и христианского мировоззрения. Объяснение смысла иконного образа от раннего византийского до русскоподлинных шедевров и отличить их от неудачных попыток подражания.

Сегодня, когда в новых условиях конца XX века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, и особенно, в православной, традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве.

Cвященник Александр Борисов

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в ее судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, Христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.

Великое наследие иконы нередко становится предметом превозношения православных над другими христианскими традициями, чей исторический опыт не сохранил в чистоте или отверг икону как элемент культовой практики. Однако зачастую современный православный человек свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых рассуждений о красоте божественного мира, тем самым оказываясь несостоятельным наследником принадлежащего ему богатства. К тому же низкого художественного качества иконная продукция, заполонившая наши храмы, мало напоминает то, что называется иконой в святоотеческой традиции. Все это свидетельствует о глубоком забвении иконы и ее подлинной ценности. Речь идет не столько об эстетических принципах, они, как известно, изменялись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. Ведь не случайно победа иконопочитателей над иконоборцами, окончательно утвержденная в 843 году, вошла в историю как праздник Торжества Православия. Концепция иконопочитания стала своего рода апогеем догматического творчества святых отцов. Этим была поставлена точка в догматических спорах, сотрясавших Церковь с IV по IX век.

Читайте также:  Храм владимирской иконы божией матери в мытищах история

Что же так ревностно защищали почитатели икон? Отголоски этой борьбы мы можем наблюдать и сегодня в спорах представителей исторических церквей с апологетами молодых христианских течений, воюющих с явными и мнимыми проявлениями идолопоклонства и язычества в христианстве. Открытие иконы вновь в начале XX века заставило взглянуть по-новому на предмет спора как сторонников, так и противников иконопочитания. Богословское осмысление феномена иконы, длящееся по сей день, помогает выявить неведомые ранее глубинные пласты божественного Откровения.

Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.

Настоящий курс лекций призван ввести слушателей в сложный и многозначный мир иконы, раскрыть ее значение как духовного явления, глубоко укоренного в христианском, библейском мировоззрении, показать неразрывную связь с догматическим и богословским творчеством, литургической жизнью Церкви.

Икона с Точки Зрения Христианского Мировоззрения и Библейской Антропологии.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Человеку свойственно ценить прекрасное. Душа человека нуждается в красоте и взыскует ее. Вся человеческая культура пронизана поиском красоты. Библия также свидетельствует, что в основе мира лежала красота и человек изначально был ей причастен. Изгнание из рая — это образ утраченной красоты, разрыв человека с красотой и истиной. Однажды потеряв свое наследие, человек жаждет его обрести. Человеческая история может быть представлена как путь от утраченной красоты к красоте взыскуемой, на этом пути человек осознает себя как участника в Божественном созидании. Выйдя из прекрасного Эдемского сада, символизирующего его чистое природное состояние до грехопадения, человек возвращается в город-сад — Небесный Иерусалим,

«новый, сходящий от Бога, с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего»

(Откр. 21.2). И этот последний образ — есть образ будущей красоты, о которой сказано:

«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»

Все Божье творение изначально прекрасно. Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания.

«И увидел Бог, что это хорошо»

— эти слова повторяются в 1 главе книги Бытия 7 раз и в них явно ощутим эстетический характер. С этого начинается Библия и заканчивается она откровением о новом небе и новой земле (Откр. 21.1). Апостол Иоанн говорит о том, что

(1 Ин. 5.19), подчеркивая тем самым, что мир не есть зло сам по себе, но что зло, вошедшее в мир, исказило его красоту. И в конце времен воссияет истинная красота Божественного творения — очищенная, спасенная, преображенная.

Понятие красоты включает в себя всегда понятия гармонии, совершенства, чистоты, а для христианского мировоззрения в этот ряд непременно включено и добро. Разделение этики и эстетики произошло уже в Новое время, когда культура претерпела секуляризацию, и цельность христианского взгляда на мир была утрачена. Пушкинский вопрос о совместимости гения и злодейства родился уже в расколотом мире, для которого христианские ценности не очевидны. Век спустя этот вопрос звучит уже как утверждение: «эстетика безобразного», «театр абсурда», «гармония разрушения», «культ насилия» и т. д. — вот эстетические координаты, определяющие культуру XX века. Разрыв эстетических идеалов с этическими корнями приводит к антиэстетике. Но и среди распада человеческая душа не перестает стремиться к красоте. Знаменитая чеховская сентенция «в человеке все должно быть прекрасно. » — есть не что иное, как ностальгия по целостности христианского понимания красоты и единства образа. Тупики и трагедии современных поисков прекрасного заключены в полной утрате ценностных ориентиров, в забвении источников красоты.

Источник статьи: http://www.rulit.me/books/bogoslovie-ikony-read-884-1.html