Меню

Югорская икона божьей матери

ЮГСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Югская икона Божией Матери Одигитрии

Югская икона Божией Матери «Одигитрии», чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери

Явилась в начале XVII века [2] старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Её образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся поначалу отпустить явленную икону Божией Матери, Она явилась в сонном видении и повелела исполнить Её волю и отпустить Дорофея с иконой.

Приближаясь к указанному ему в видении месту, старец Дорофей остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Тогда он понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Он построил там небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.

Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/13473.html

Богоматерь Югская

Поступила в музей в 1972 году от Е. М. Чуваевой.
Реставрировалась в 1994 году в ЯХМ Т. Л. Шабановой.

Наиболее ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, но сведения, содержащиеся в них, очевидно, основываются на монастырском летописце Югской Дорофеевой пустыни первой половины XVII столетия. Согласно Сказанию, первое чудо от образа последовало в 1615 году в царствование Михаила Федоровича Романова. Эта икона, принесенная старцем Дорофеем из Псково-Печерского монастыря, стала именоваться «Югской» от названия речки Юги близ Рыбинска, где путник с иконой остановились по велению свыше и где был впоследствии основан монастырь. От образа вскоре начались чудотворения: в монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабления. Среди исцеленных перечислены крестьяне, дворовые и посадские люди, помещики, монах и жена священника. Как повествует рукописное «Описание Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849–1850 годов, свирепствовавшая в Рыбной слободе в 1654 и 1771 годах чума прекратилась после принесения в город Югской иконы. В память об этом учреждено ежегодное ношение иконы в Рыбинск в Петров пост и ко дню Воздвижения Креста Господня, а также в города Углич, Мышкин и Мологу. В 1847 году по завещанию благотворителя обители рыбинского купца Сергея Федоровича Тюменева в Петербурге для ношения святыни при крестных ходах изготовили серебряный киот весом 3 пуда 21 фунт и стоимостью 17 тыс. руб. В его навершии было прочеканено Коронование Божией Матери, а на тыльной стороне — вид монастыря с явлением иконы и ее чудесами. В 1849 году для ношения иконы по домам был сделан меньший киотец, обложенный по дереву серебром, весом 18 фунтов 6 золотников. Ношение югской святыни продолжалось и в первые послереволюционные годы.

В остальное время чудотворная икона находилась в Троицком соборе Югского монастыря. В 1810-х годах для нее была сделана серебряная доска и устроена богатейшая жемчужная риза с множеством драгоценных камней. В 1839 году риза перенизывалась с прибавкой жемчуга и камней. Оценивалась она тогда в 50 тыс. руб.

По иконографии чудотворная Югская икона повторяла икону Богоматери Тихвинской и, согласно списку «Сказания» середины XVIII века, имела размеры 30,3 х 23,6 см 1 . Существовали и чтимые списки с чудотворного образа. Один их них, украшенный ризой ценностью в 12 тыс. руб., находился в пустыни; другой, с более скромным убранством, — в часовне в Рыбинске. В 1771 году еще один список с иконы был исполнен для рыбинского Спасо-Преображенского собора. Чтимый образ постоянно копировали, возможно, силами монастырской мастерской. Есть данные и о заказах вне обители. После закрытия Югской пустыни и превращения ее в 1920-е годы в детскую трудовую колонию чудотворный образ исчез.

Празднование иконе установлено 3/16 июня.

Наряду с Югским образом на мологской земле почиталась еще одна чудотворная икона Богоматери, также близкая по иконографии к Тихвинской. Этой иконой, по преданию, святой ярославский князь Феодор Ростиславич около 1298 года (т. е. задолго до явления Богоматери Тихвинской) благословил своего сына Давида. Икона в жемчужной ризе с драгоценными камнями, имевшая размер 133,5 х 115,7 см, находилась в церкви Сошествия Св. Духа в Афанасьевском монастыре близ Мологи.

В собрании Рыбинского музея хранится семь икон Богородицы Югской, каждая из которых, копируя прославленный первообраз, отражает особенности искусства своей эпохи. В публикуемой иконе явственно видны черты барокко. Удерживаемая рамками канона экспрессия выплескивается в нарочитой контрастности личного, звучности розового хитона и сочной зелени. На фоне сохранилась надпись «ЮЖСКАЯ». Икона имеет оклад 1786 года с клеймами ярославских серебряников Григория Люсинова и Ивана Сергеева Панова.

  • Хохлова 2005. [283] Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. — М.: Северный паломник, 2005. — Кат. № 32, стр. 96-98.
  • Хохлова 2009. [3051] Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. — Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009. — Кат. № 115, стр. 278-279.

Источник статьи: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1986

Югская икона Божией Матери

Этот чудный образ был дарован нам Самой Богородицей через преподобного Дорофея. Почтенный старец был насельником Псково-Печерского монастыря и, как гласит предание, не единожды взывал к Пречистой Деве с вопросом о пути в жизни. Будучи постриженным в схиму, Дорофей скорбел, что обитель посещает множество паломников, и нет желаемого безмолвия для соблюдения иноческих и схимнических обетов. «Угодно ли Богу такое служение — общение с посетителями или полезнее для монаха отправиться в пустыню?» — вопрошал Дорофей. Также сердце святого скорбело от нашествия шведов на землю Печерскую.

5 мая 1615 года на утренней службе старец услышал глас: «Иди и вземши сущую тамо икону Мою, именуемую Одигитрию, гряди с нею на родину твою, тамо бо добр себе покой обрящеши». Дорофею было указано место, где находится чудотворный образ. Обойдя после утрени все церкви обители, святой обнаружил его в одной из них. Икону озарил свет, и на его глазах она обновилась. Переполненный радостью оттого, что услышал волю Пречистой о себе, схимонах рассказал об этом отцу настоятелю. Тогда игуменом обители был архимандрит Иоаким. Он не сразу поверил в услышанное. Однако Божия Матерь явилась ему во сне и спросила: «Зачем ты запрещаешь старцу Дорофею взять образ Мой и возбраняешь ему идти в повеленный Мною путь?» После этого он благословил старца, и на глазах изумленной братии икона вновь просияла.

Отныне Дорофею надлежало принести святой образ в Ростовскую область, откуда он был родом. Неспешно двигался почтенный старец к себе на родину, в село Нижне-Никульское Ярославской губернии, однако спустя месяц странствия в пути случилось непредвиденное. Во время привала Дорофей поместил икону на дерево, а сам присел передохнуть. Когда же он вознамерился двинуться в дальнейший путь, икону не удалось снять с дерева. Раздался глас свыше: «Сие избрано и угодно Мне. На месте сем имеет быть обитель славна в честь и славу Сына Моего; в ней ублажати Мя имуть. Зде будет икона сия, и благодать Моя с нею вовеки». Святой подчинился воле Пречистой Девы и на правом берегу Волги рядом с местом слияния двух рек, Юга Черная и Юга Белая, обрел покой, поселившись в лесу рядом со святыней. Со временем к его хижине стали стекаться люди. Из окрестностей к чудотворной иконе приходили местные жители. Больные возвращались исцеленными, страждущие — успокоенными. Со временем местные богомольцы собрали деньги на постройку часовни возле келлии старца.

В 1622 году преподобный Дорофей отошел ко Господу. Жители села неподалеку сперва хотели перенести Югскую икону Божией Матери в свою церковь, Нижне-Никульскую. Однако дважды чудотворный образ возвращался на свое прежнее место, в часовню, выстроенную святым Дорофеем. Видя, что желание сие неугодно Пречистой Деве, духовенство обратилось к патриарху Филарету, который благословил построить на реке Юге монастырь с храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Слава по всей Руси о построенной обители пошла после того, как по молитвам перед Югской иконой в 1654 году прекратилась эпидемия моровой язвы. Пресвятая Богородица остановила опасность Своим заступлением и в 1771 году, когда моровое поветрие вновь случилось в окрестностях Рыбной Слободы. С тех пор здесь появилась традиция совершать крестные ходы.

Место пребывания святого Дорофея, называемое Дорофеевой пустынью, стало называться Югской обителью. Там действовал строжайший монастырский устав, обитель была одной из самых благоустроенных на Руси.

Образ Пречистой Девы «Югская» написан в стиле Одигитрии. Богомладенец покоится на левой руке Богородицы, Его правая рука сложена для благословения, а в левой изображен свиток. Любящий взор Богоматери одновременно обращен и к Спасителю, и к нам. Ее правая рука протянута ко Христу.

В начале XIX века для иконы был сделан оклад из драгоценных камней. Его несколько раз обновляли, украшая образ. С приходом к власти большевиков драгоценности, в том числе богатая риза иконы, были изъяты, монастырь закрыт. Некоторое время чудотворный образ хранился у одного благочестивого священнослужителя. В 2003 году икона была передана епископу Иосифу, назначенному на служение на Дальний Восток. Ныне чудотворный образ находится в Биробиджане, в величественном храме в честь Благовещения Божией Матери. От иконы по сей день происходит множество чудесных исцелений.

Дни памяти: 16 июня (3 июня по старому стилю), 10 августа (28 июля по старому стилю).

Источник статьи: http://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2019/yugskaya-ikona-bozhiej-materi

16 июня. Югская икона Божией Матери

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Юг­ская, яви­лась в на­ча­ле ХVII ве­ка стар­цу схи­мо­на­ху Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­му До­ро­фею. Бо­го­ро­ди­ца, во вре­мя на­ше­ствия шве­дов, по­ве­ле­ла ему взять Ее об­раз в ука­зан­ном Ею ме­сте, от­не­сти об­раз в пре­де­лы Яро­слав­ской епар­хии и там ос­но­вать оби­тель. Игу­ме­ну мо­на­сты­ря, не со­гла­шав­ше­му­ся от­пу­стить яв­лен­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, Она в сон­ном ви­де­нии яви­лась и по­ве­ле­ла ис­пол­нить Ее во­лю и от­пу­стить стар­ца До­ро­фея с Ее ико­ной. Ста­рец До­ро­фей, при­бли­жа­ясь к ука­зан­но­му ему в ви­де­нии ме­сту, оста­но­вил­ся от­дох­нуть, а свя­тую ико­ну по­ста­вил на де­ре­ве. Ко­гда он хо­тел про­дол­жать путь, то ни­ка­ки­ми си­ла­ми не смог снять с де­ре­ва ико­ну Бо­го­ма­те­ри. Ста­рец До­ро­фей по­нял, что Ца­ри­ца Небес­ная в этом ме­сте хо­чет остать­ся. То­гда он по­стро­ил неболь­шую хи­жи­ну и сам остал­ся жить у этой свя­ты­ни. Весть о при­хо­де стар­ца ста­ла быст­ро рас­про­стра­нять­ся по окрест­ным се­лам. К нему ста­ли сте­кать­ся бо­го­моль­цы для по­кло­не­ния свя­той иконе, от ко­то­рой ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Усер­ди­ем мест­ных жи­те­лей бы­ли со­бра­ны сред­ства и по­ло­же­но на­ча­ло по­строй­ки но­вой оби­те­ли.

Пре­по­доб­ный До­ро­фей скон­чал­ся в 1622 го­ду. Пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту ду­хо­вен­ство пред­ста­ви­ло дан­ные о со­вер­шав­ших­ся чу­де­сах. В от­вет они по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние на ос­но­ва­ние на ре­ке Юг оби­те­ли с цер­ко­вью в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Оби­тель ста­ла име­но­вать­ся Юг­ской. В 1654 го­ду за­ступ­ле­ни­ем Бо­го­ма­те­ри в тех ме­стах пре­кра­ти­лась рас­про­стра­нив­ша­я­ся мо­ро­вая яз­ва.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Югская, глас
Днесь, я́ко со́лнце пресве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се/ всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости мир просвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий дар Боже́ственный, свы́ше благогове́йне восприе́мши,/ прославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего/ велича́ет ра́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цари́це Богоро́дице,/ да сохрани́т вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих/ и спасе́т ве́рою покланя́ющихся/ Его́ Боже́ственному и Твоему́ Пречи́стому о́бразу,// Де́во Неискусобра́чная.
Перевод: Сегодня, как преяркое солнце, воссияла нам в небесах почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, просвещая мир лучами милости, которую великая Россия, как некий Божественный дар, приняв благоговейно свыше, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебя родившегося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет с верой поклоняющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Югская, глас 8
Притеце́м, лю́дие, к Де́ве и Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́, Бо́га на́шего,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́юще,/ припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вши страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве страну́ на́шу и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ру спасе́ние.
Перевод: Соберемся, люди, к Деве и Богородице Царице, благодаря Христа, Бога нашего, и с сердечным сокрушением взирая на Ее чудотворную икону, припадем и воззовем к Ней: о Владычица Мария, оказавшая внимание стране этой чудесным явлением Твоего почитаемого образа, спасай в мире и благоденствии страну нашу и всех христиан, делая их наследниками Небесной жизни, ибо к Тебе с верой взываем: «Радуйся, Дева, спасение для мира».

Источник статьи: http://zachatevmon.ru/?p=62085

Читайте также:  Памятники из гранита иконы