Меню

Ювелирные оклады для икон

Изготовление окладов для икон

в «Вопросах-ответах» Николая Ардабьевского довольно давно висит вопрос следующего содержания:
===
Где в Москве можно изготовить на заказ оклад для иконы? Дело в том, что в трудные годы Великой Отечественной войны моя бабушка продала оклад от нашей домашней иконы, но саму икону сохранила. Очень бы хотелось изготовить для иконы новый оклад. Елена
===

Может быть кто-то может помочь советом?

Spasitel_kamey2.jpg
418.29 KB • 928

Spasitel_kamey2_lr.jpg
43.42 KB • 517

ййй1 001.jpg
299.74 KB • 873

Иконы написанна для Святой горы Афон. изготовлен оклад. Размер иконы 600X700мм. Оклад (басма медь, серебрение, чеканка, гальванопластика, гравировка, чернение. Камни (рубины, гранаты, хразопразы)
Цена оклада без камней 80.000руб срок исполнения 1 мес.

Изображение 011.jpg
239.57 KB • 746

Мерная икона, стоимость 15.000руб басменный оклад полированная латунь 2000руб
Срок изготовления иконы в окладе 7-10 дней

Изображение 288.jpg
379.15 KB • 526

Фрагмент басменного иконостаса г. Санкт-Питербург. Басма мельхиор (450руб дм2), золочение, чернение. Просечные венцы венцы для икон 9 шт. латунь золочение, гравировка, камни бирюза, лазурит.
Срок изготовление иконостаса 2.5 мес.

Изображение 059.jpg
223.06 KB • 416

Киот напольный 3200X1500мм.(Москва) басма мельхиор, чернение, гальваническое золочение, золочение на мардан,позолоченная латунная фурнитура, рама (ясень) резьба. Срок исполнения 2 мес. Стоимость 350.000руб.

Изображение 087.jpg
246.63 KB • 305

Фрагмент напольного киота

Изображение 014.jpg
254.7 KB • 213

Фрагмент иконостаса, Московская обл. иконопись (золочение фонов) басма (мельхиор,чернение, латунь золочение)

Фрагмент иконостаса, басменое убранство (золочение, просечные орнаменты сеней, чернение) Цена договорная, срок исполнения 3 мес.

Прошу сообщить возможность изготовления оклада на икону.

Эскизы оклада можно сюда или в личку.
Конкретные сроки, материал, ориентировочные сроки изготовления — в личку.

Был бы благодарен если бы кто-нибудь смог что-то рассказать про этот список Касперской иконы Божией Матери

PICT0349-1.JPG
114.25 KB • 472

PICT0360-1.JPG
114.03 KB • 565

Или, у иконописца делавшего этот список, не очень получались руки, или, т.к. писали под оклад, не очень тщательно прорисовывали.
В результате согнутый мизинец так получился.

Ну а согнутый мизинец характерен для Касперской (Касперовской) иконы — см. icon-favor.ru, sv-icon.ru

Икона досталась после смерти бабушки жены т.ч. не очень много о ней известно.
Имеются сломанный гвозди, которыми крепился оклад и стретый лак в области руки Богородицы (видно на снимке со вспышкой) — возможно была храмовая икона и спасена в лихие годы. А может и другие причины.

В субботу сделаю другие снимки и выложу в атрибуцию.

По теме ветки предложений нет?

Наша мастерская занимаемся изготовлением окладов для икон.

В нашей мастерской Вы можете заказать икону написанную мастером
иконописцем, а наши ювелиры выполнят изготовление оклада.
Так-же мы можем изготовить оклад для уже имеющееся у Вас иконы
Восстанавливаем поврежденные оклады с антикварных икон, воссоздаем оклады по эскизам с нуля. Мы всегда рады Вам помочь и проконсультировать по любому вопросу связанному с нашей деятельностью. НЕДОРОГО!!
тел. 8(917)503-30-17 (Москва)

Афанасий.jpg
833.38 KB • 504

Святой Афанасий. Размер 13х23 см.

Вифлеемская 11х13.jpg
889.26 KB • 591

Оклад Иконы Богородицы Вифлеемская. Размер 11х13 см.

Николай Чудотворец С Предстоящими 6.jpg
1.03 MB • 495

Источник статьи: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=766

Сколько стоит русская икона. ЧастьIII. Иконы в окладах.

Отдельно хочется сказать об иконах в окладах.

Российская икона в окладе всегда была довольно значимым сегментом рынка отечественного антиквариата: сначала нелегального, поскольку на продаже предметов религиозного культа существовали определенные ограничения, а затем и вполне официального. Подобные предметы всегда имели спрос у покупателя. И как следствие — их постоянное присутствие на зарубежных аукционах.

Иконы в окладах — явление преимущественно русской православной культуры с ее многовековой историей и традициями. И на сегодняшний момент следует признать, что приоритет открытия ее художественной ценности на протяжении достаточно длительного времени принадлежит коллекционерам и антикварам. Можно также утверждать, что именно в частных коллекциях сосредоточено большинство памятниках подобного рода. Сама традиция одевать икону в оклад очень древняя и имеет два основных аспекта — художественный и религиозный. Закрывая живописную поверхность, оклады оберегают икону от неблагоприятных внешних воздействий и одновременно служат важным декоративным украшением. Помимо этого, оклад православной храмовой иконы имел еще и особый смысл. Скрытая таким образом живопись приобретала символическое, жертвенное значение, подобно святому дару или частичкам мощей-реликвий в ковчеге. Изображение на иконе наполнялось таинственным смыслом, а оклад служил священным покровом. Впоследствии при распространении домашних, меньшего размера икон, это значение оклада сохраняется, но на бытовом уровне оно не акцентируется и как бы отходит на второй план. Вопреки сложившейся в отечественном искусствознании традиции, которая отделяет оклад от иконы, относя его к области декоративно — прикладного искусства, по моему убеждению, их следует рассматривать как единый художественный объект. Различные виды искусства вступают здесь в сложное эстетическое взаимодействие: это может быть скульптура в виде различной высоты рельефа, получаемого при чеканке и литье, графика черни и, наконец, дополнительные живописные аспекты, которые дает эмаль. Развитие искусства оклада отчасти компенсировало заторможенность традиционной религиозной живописи, насыщало ее новыми выразительными средствами. И это происходит даже в более позднее время. Так, Михаил Нестеров, создавая одно из лучших своих произведений — иконостас Марфо-Мариинской обители в Москве, пишет образа, которые просто невозможно воспринимать в отрыве от всего обрамления — деревянной рамы иконостаса и уникальных серебряных окладов, выполненных Ф. Мишуковым.

Читайте также:  Что такое икона как она создавалась

При попытке оценить влияние этого явления на отечественную художественную культуру напрашивается одна, может быть слишком смелая мысль, которая представляется верной: без иконы в окладе было бы невозможно столь бурное и яркое в художественном значении развитие коллажа в отечественном авангардном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков.

Самые старые из известных в настоящее время окладов басменные, выполненные из мягкого высокопробного металла и редко закрывают все живописное поле. Полоски басмы — тонкой серебряной или золотой пластины с тисненым рельефным узором – прибивались гвоздями по краю в виде рамы. Из басмы же делали и венцы вокруг ликов, чтобы сохранить выпуклую форму, пустое пространство между доской и металлом заливали воском. Для особо чтимых икон могли и отдельно заказывать литые венцы и цаты (украшения на груди в виде ожерелья), декорированные чеканкой и гравировкой, а нередко и драгоценными камнями.

К ХVII веку появляются оклады, закрывающие уже все живописное пространство и оставляющие только фигуры или даже лики. Более активно используются различные ювелирные техники: зернь, филигрань, эмаль. Из них составляют различные композиции, построенные по орнаментальному принципу. В дальнейшем « сплошные « оклады преобладают.

В ХVIII веке распространение получают пышные чеканные оклады, выполненные в стиле барокко. Для этого времени характерно преобладание скульптурного оклада — высокого чеканного рельефа. На гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, подробно прорабатывал фигуры святых, их одежды. Повторял оклад и сложную композицию праздничной иконы: пейзажные горки, архитектуру, замысловатые декоративные элементы. Имена изображенных нередко обрамлялись причудливыми барочными завитками, а могли быть нанесены и на эмалевые пластинки. В столь пышном окружении небольшие живописные фрагменты в виде ликов и рук святых обретали особую мистическую ценность.

Массовое распространение икон в окладах начинается со второй половины XIX века, и связано это с расцветом отечественной ювелирной промышленности. Конечно, аргументом, говорящим не в пользу художественной значимости этого явления, могут быть так называемые иконы-подокладницы, которые появляются в то время. Живописи как таковой там не существовало: на негрунтованной доске писались лишь видимые части тела — лики, кисти рук. Однако следует сделать существенную оговорку: подобные изделия обычно покрывались более дешевыми латунными штампованными окладами, а еще чаще серебристой фольгой и цветной бумагой. В серебро оправляли более достойные по живописи образа. Можно даже утверждать, что за редким исключением, качество оклада было прямо пропорционально качеству живописи. Нередко дорогой оклад заказывался у известного ювелира для древней фамильной иконы, но чаще для произведений палехских или мстерских иконописцев, чье творчество в последнее десятилетие обрело достойную оценку.

Читайте также:  Пророк божий илия икона

Однако следует признать, что с внедрением в ювелирное производство механизации труда, из него уходит рукотворность, свойственная ранним басменным окладам. Вальцовка и штамповка привели к обезличиванию многих изделий. Тем не менее, фактор времени и качество исполнения делают некоторые их них достойными внимания специалистов и коллекционеров.

Наиболее массовые оклады изготавливались из тонких листов серебра (отсюда их сленговое название «фольгушка»). Тонкий металл позволяет добиваться необходимого эффекта при помощи штампа. Так изготавливалась узорная рельефная рама вокруг изображения — орнаментальный узор. Одежда и венцы могли гравироваться вручную, а могли быть накладными, т.е. припаивались к основному полю оклада. Нередко оклады покрывались позолотой. Интересный эффект давало сочетание чистого серебра и позолоты. Интересный эффект давало сочетание серебра и позолоты, которой выделялись венцы.

Еще более привлекательны литые серебряные оклады с тщательной проработкой декоративных элементов. Их отличает четко прочеканенные орнаменты, разнообразная по глубине гравировка фона и одежд. Цельные сканные оклады встречаются довольно редко. Как правило, из ажурных серебряных кружев изготавливались одежды, реже — венцы, иногда сканью заполняли фон. Гладкое поле серебра лишь оттеняет эту ювелирную технику.

Наиболее эффектный и дорогостоящий способ декорирования окладов — чернь и эмаль. Если первой выполняют лишь отдельные элементы, то вот последнюю используют более активно. Оклад целиком ею покрывают редко, использовали главным образом в декоративных элементах, служащих цветовыми акцентами композиций. Чаще всего расписной или перегородчатой эмалью украшали венцы, уголки, рамы. С помощью эмали делали надписи на окладах. Одежды покрывали эмалью только в очень дорогих иконах. Особенно красивы образа Богоматери в расписных цветами одеждах и Николая Чудотворца с эмалевыми епископской митрой и книгой.

Массовое распространение эмали приходится на период становления «русского стиля», поэтому чаще всего с ее помощью исполняли традиционные народные орнаменты, использовавшиеся в том числе и в окладах. Эпоха модерна также затронула эту область искусства. И здесь появляются эмали характерной для этого тиля блеклой палитры, образующие характерные для этого времени стилизованные растительные орнаменты.

Если просмотреть каталоги зарубежный аукционов за последние тридцать лет, можно прийти к ожидаемому выводу: икон в серебряных окладах становиться все меньше, а цены на них выше. Цифры, которыми оперируют на внутреннем рынке, вполне соответствуют мировым. Давно уже кану-ли времена, когда корифеи отечественного антикварного бизнеса продавали « фольгушки» из- под полы за 25 рублей. На эти предметы есть весьма стабильный спрос и большинство предметов, продающихся на рынке как внутри страны, так и за рубежом – это иконы в драгоценных окладах. Аукционы, проходившие в 2016-1017 году тому подтверждение.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e91d2ab63a0a8620b64a501/skolko-stoit-russkaia-ikona-chastiii-ikony-v-okladah-5ebd17d4f4c7c037daded8a4

Облачение иконы в оклад: интересные факты

Нет ни одного человека, который не ощущает великую силу древней деревянной иконы и не увлекается ее таинственной красотой. Особенностью старинной реликвии является наличие оклада или ризы. Оклад иконы — это декорирование способом накладывания металлического узора поверх рисунка. Почему же лики Святых обрамляли в ризы? В чем их Божественная суть?

История облачения окладом

Традиция облачать святыни в оклады появилась во различных странах. Никто достоверно не знает, когда впервые возникло данное явление. В России метод использования накладных украшений начал развиваться с XII века, перейдя в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. Российские православные реликвии отличались особой роскошью декоративных элементов, шиком дорогостоящих материалов.

Ранние ризы закрывали только фон изделия. Силуэт Святого было открыт для церковных прихожан. Позже стали оформлять хоругвь полностью, оставляя лишь лика и руки. На древних священных образах, имеющих рельефную текстуру, первоначально обнаружили наличие оформления ризами. Сразу обкладывали лишь мелкие, резные священные облики. Со временем декорировать принялись и большие полотна в храмах.

Древнейшие образы, прославленные с XII века и дошедшие до наших дней:

Спас на престоле
(«Спас Златая риза»)
1050-е – 1060-е гг.

Богоматерь Одигитрия
Двусторонняя икона
Середина – вторая половина XI в.

Апостолы Петр и Павел
1050-е – 1060-е гг.

Увидеть шедевры можно в городе Новгород. Уникальные реликвии хранятся в Софийском соборе. Также много других известных святынь с окладами находится в различных храмах, музеях по всему миру. С XX века одевание ризами утратило популярность, начало угасать.

Читайте также:  Золотой свет от иконы

Вклады: вознаграждение за чудеса

С древних времен существовала традиция одевать хоругвь вкладами. Вклады — это дорогостоящие украшения, которые крепили на священное изображение после чудодейственного влияния реликвии на жизнь человека. В храмах стояли большие деревянные изображения без живописной накладки. Люди верили в их великую и животворящую силу, молились о здоровье близких, удачи в делах грядущих, благополучии, благодати.

После исполнения желаемого, исцеления, в память о минувших событиях православные верующие старались отблагодарить Божественный образ. Храмовые святыни постепенно украшались прихожанами или за счет вложений богатых ктиторов. Особенно чтились Богородичные лики. На их обрамление выделяли колоссальное количество самоцветов, драгметаллов.


Владимирская икона Богородицы в Успенском монастыре

Одними из наиболее дорогих творений стали образ Владимирской Божией Матери и Донская икона Божией Матери. Изделия были позолочены, венцы и поля выполнены из серебра, наряд обнизан натуральным жемчугом, впечатляли вставки из изумрудов, диамантов, сапфиров, рубинов. Изделия сверкали от драгоценностей, привлекали необычайной роскошью и красотой. Непредсказуемый поступок совершила Екатерины II. В 1768 году императрица сделала роскошный подарок для скрашивания иконы Казанской Божией Матери. Она принесла в дар бриллиантовую корону.

Духовное значение ризы

Облачение образа в драгоценности было заимствовано от язычества. Пророк Исаия осуждал традицию украшения святынь, считая скверным использование дорогостоящих камней, металлов на священных реликвиях. Однако христиане верили, что традиция имеет религиозное значение. Сияющие элементы символизируют невещественный свет, исходящий от Святых. Каждый вид украшающих материалов имел особый смысл:

  • золотой орнамент — духовную благодать;
  • серебряные элементы — спасение души;
  • дорогие камни, жемчуг, разноцветные эмали — духовное богатство.

Христиане верят, что оклад — это не простая декоративная деталь на произведении искусства, а важнейший символ веры, очищения души, благодати.


Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе. Тихвинский Успенский монастырь

Функциональность накладного орнамента

Конструкция могла быть цельной либо состоять из нескольких составляющих. Основные детали:

  1. венец, украшающий голову;
  2. коруна — верхняя часть венца, часто зубчатой формы;
  3. ценные запоны;
  4. подвески-рясны, кулоны;
  5. поля;
  6. фоновое наложение и другие компоненты.

Оклад имел не только духовный смысл, но и функциональное предназначение. Благодаря декоративным пластинам полотно меньше подвергалось воздействию влаги, перепадов температуры. Металлический орнамент предотвращал механические повреждения при касании молящихся к символу веры, поэтому много величайших произведений сохранилось до наших дней. Прочные пластины хорошо защищали творение на протяжении сотен лет.

Разновидности иконных окладов

Басма. Простейшим видом считается басменный оклад на иконе. Первые сведенья известны с XIV века. Выполнялась пластина из тонкого металла, предназначалась для одинаковых святынь, доступных бедному населению. Материал следовало наложить на матрицу. Желаемый орнамент получали способом прокатывания, выбивания. Металлический декор применялся для недорогих образов массового потребления. Основные материалы — латунь, медь, жесть.

Оклад для иконы из ценных металлов. В качестве основы использовали золото, серебро. Позволить такую роскошь могли люди с хорошим достатком.

Шитые ризы из бисера, жемчуга. Жемчужная обнизь, как и бисерное шитье, выполнялось вручную, в течение длительного времени.

Дополнительно украшали драгоценными камнями, стеклянными вставками, накладными подвесками. Обратную сторону обивали бархатной тканью. Бархат выбирали только красных оттенков.

В современном мире вера человечества не угасает, и православные святыни остаются востребованными для многих семей. Важнейшие события родных и близких не обходятся без чудотворных образков. С иконками родители благословляют жениха и невесту на счастливую совместную жизнь, проводят обряд крещения новорождённого, священную хоругвь берут с собой странствующие, когда едут в дальний путь. Огромным спросом пользуются иконы из янтаря. Солнечные камушки подчеркивают силу и величие изображения Святых. Янтарные вставки ярко сверкают, будто невещественное сияние чистой души.

Источник статьи: http://ukrburshtyn.com/blog/oblachenie-ikony-v-oklad.html