Меню

Ювеналий патриарх иерусалимский икона

ИУВЕНАЛИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Занял престол Святого Града около 422 года. Во время его первосвятительства Церковь была сильно волнуема лжеучениями. При этом патриарх Иувеналий добивался для своей кафедры, прежде подчинённой митрополиту Кесарии Палестинской, высшего иерархического положения. Святейший Иувеналий стал первым епископом Иерусалима воспринявшим титул патриарха и при нём Иерусалимской Православной Церкви была дарована полная автокефалия.

Святой Иувеналий был поборником монашества, другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. В 429 году патриарх освятил храм Лавры, устроенной преподобным.

Поначалу обособлению Иерусалимской Церкви воспротивился святитель Кирилл Александрийский, но вскоре он смягчился. В 431 году, на III Вселенском Соборе в Ефесе патриарх Иувеналий был единомыслен патриархом Кириллом и отверг несторианство.

В 439 году патриарх одарил императрицу Евдокию, много вложившую в благоустройство Церкви Святой Земли, многими святынями, среди которых были вериги апостола Петра.

В то время против Иувеналия восстали другие восточные епископы; говорили даже о его низложении. Когда по вопросу о монофизитстве был созван в Ефесе в 449 году новый Собор, патриарх Иувеналий явился один из его сопредседателей. На Соборе он высказался в пользу патриарха Диоскора, монофизита. Благодаря действиям на этом Соборе, Иувеналий получил от императора Феодосия II рескрипты в которых он был признан патриархом и на Соборе заседал выше патриарха Антиохийского Домна. При этом, хотя в после этого разбойничьего Собора Иувеналий и втал на сторону монофизитов, гонителем православных он не был.

Когда император Феодосий II скончался, Маркиан и Пульхерия высказались за православных и собрали в 451 новый Собор в Халкидоне. IV Вселенский Собор осудил Диоскора и монофизитов, а Иувеналий, несмотря на его разрыв с Диоскором, был исключён из заседаний. Предлагалось даже осудить его, но он принёс повинную. Настоятельные просьбы епископов Палестины и боязнь вызвать новый раскол привели к его помилованию: он был одним из тех, кто редактировали Халкидонское вероопределение и написали послание Римскому святителю Льву. Затем он вступил в соглашение с Антиохийским патриархом Максимом, предоставив ему власть над всей Финикией и Аравией, после чего Собор признал Иувеналия патриархом Иерусалимским, стоящим во главе трех палестинских провинций.

Занятие решительной позиции на стороне Православия вовлекло патриарха в непримиримую вражду с монофизитскими монахами Палестины, противопоставившими ему антипатриарха в лице Феодосия. Последний, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Евдокию, требовал, чтобы патриарх высказал порицание постановлению Халкидонского Собора. Иувеналий мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками и был низложен Феодосием и его сторонниками с патриаршего престола в 452 году. Враги даже подослали к нему убийцу, но тот ошибся и вместо патриарха поразил епископа Скифопольского.

Святитель удалился в оплот Православия — Константинополь, к святому патриарху Анатолию и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял Иерусалимский патриарший престол, но лишь на 18 месяцев [2]. Император Маркиан, уважавший святого Иувеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве: военному начальнику Палестины было приказано изгнать Феодосия, а в Иерусалим ввели войска для усмирения волнений. Патриарх Иувеналий возвратился в Святой Град в 453 году.

Много трудов приложил он для восстановления церковного мира. Императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками Иерусалимской паствы. Патриарх Иувеналий созвал Собор епископов всех провинций Палестины для утверждения Халкидонских определений, что доставило ему признание со стороны папы Римского Льва.

В истории богослужения патриарх Иувеналий известен тем, что перенёс праздник Рождества Христова с 6 января на 25 декабря; до этого Рождество праздновали совместо с Богоявлением.

Читайте также:  Подгорела икона от свечи примета

Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие патриарх Иувеналий мирно скончался среди верной паствы около 458 года.

Литература

  • Couret, La Palestine sous les empereurs grecs, 1869.
  • Vailhé, «L’érection du patriarcat de Jérusalem 451,» Revue de l’Orient, IV, 1899.

Использованные материалы

[1] В Палестино-грузинском календаре его память значится вместе с патриархом Анастасием в храме апостолов под 1 июля; в греческих синаксарях — 2 или 3 июля.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/15505.html

Святитель патриарх Иувеналий (Ювеналий) Иерусалимский

Закажите в нашей мастерской нужный вам образ:

Жизнеописание

Святой Ювеналий принял престол иерусалимского патриаршества в царствование благочестивого императора Феодосия Младшего [1] . Во время его патриаршества в Палестине подвизались великие светильники, святые отцы: Евфимий [2] , Феодосий [3] , Герасим Иорданский [4] , которому служил лев, и многие другие. Впрочем, в то время были смуты в Церкви, производимые еретиками. Тогда возникла несторианская ересь [5] , изрекавшая хулы на Пречистую Деву Богородицу, и в городе Ефесе [6] был созван Третий Вселенский Собор святых отцов, на котором Ювеналий с святым Кириллом, патриархом Александрийским [7] , и с прочими святыми отцами предал проклятию Нестория и его ересь. После же кончины императора Феодосия, когда на престол вступил Маркиан с Пульхериею [8] , возникла новая ересь – Диоскора и Евтихия [9] , богохульно лгавшая, будто во Христе было одно естество. Тогда в городе Халкидоне [10] состоялся Четвертый Вселенский Собор святых отцов [11] , и святой Ювеналий сиял на сем соборе благочестием среди отцов, как денница посреди звезд, – разгоняя тьму еретического зловерия. Когда же по окончании собора Ювеналий возвращался на свою патриаршую кафедру, в Палестину, в образе инока прибыл некий придерживавшийся евтихианского нечестия еретик, по имени Феодосий – человек весьма коварного нрава. Последний порицал святой Халкидонский Собор за то, что будто бы на нем был отвергнут догмат православной веры и возобновлено учение Нестория, и лгал многое другое на Церковь. Этот еретик, как повествует Евагрий [12] , будучи изгнан за свое неверие и злые дела из своего монастыря в Александрии [13] , присоединился к нечестивому Диоскору. Но за свое коварство и злобу Феодосий был наказан жестокими побоями, а потом как мятежник был посажен на верблюда и с поруганием проведен по городу. Придя после сего в Палестину, он стал возмущать Церковь, рассевая богохульную ересь. Тогда в Палестине находилась императрица Евдокия, – супруга благочестивого императора Феодосия Младшего, отправившаяся после смерти своего мужа на поклонение святым местам.

Сей еретик Феодосий прежде всего склонил к отрицанию Халкидонского Собора императрицу Евдокию, а затем своею ересью причинил вред и многим неопытным инокам, соделав их своими единомышленниками. Со множеством обольщенных им иноков он поднял возмущение против патриарха Ювеналия, требуя, чтобы он высказал порицание на Собор Халкидонский. Но так как Ювеналий не склонялся на сие, то его низложили с престола, и он удалился в Константинополь к императору Маркиану. Между тем еретик Феодосий, имея пособницею императрицу Евдокию и опираясь также на ослепленных ересью иноков, взошел на патриарший престол и причинял многие бедствия православным [14] . Епископов же и клириков, не желавших иметь с ним общения, он одних низвергал, других предавал мучениям и смерти, разграбляя их имущества и разоряя дома.

Так он поступил со Скифопольским епископом Северианом, не пожелавшим принять его еретического учения. Низложивши Севериана с престола, Феодосий предал его смерти.

Вследствие сего вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был как бы захвачен и опустошаем варварами. Тогда святые отцы палестинские, скорбя о таком гонении и разорении Церкви, – к тому же и боясь рук мучителя, – скрылись в отдаленнейшие пустыни, слезно молясь Богу об искоренении ереси и скорейшем наступлении мира церковного.

Читайте также:  Молитва иконе владимирской божьей матери ее праздник

В причте Иерусалимской церкви находился тогда некий искуснейший в слове и ревнитель благочестия диакон, по имени Афанасий. Видя, что в Церкви на патриаршем месте стоит как мерзость запустения на святом месте (Мф.24:15) еретик лжепатриарх Феодосий, Афанасий, придя к нему, громогласно воззвал, говоря:

– Перестань, Феодосий, переполнять столькими убийствами святой город! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять из божественной ограды стадо Его!

Лишь только Афанасий сказал эти слова, он немедленно был схвачен Феодосиевыми оруженосцами, вытащен из церкви и после разнообразных мучений и бесчисленных побоев окончил жизнь свою, будучи умерщвлен секирою. Тело же его было влачимо по всему городу на веревке, привязанной к ногам, и, наконец, брошено на растерзание псам.

Между тем воевода Дорофей, поставленный императором для управления Палестиной, в это время не был в Иерусалиме, так как находился в войне против моавитян [15] . Узнавши же обо всём, что происходило во святом городе, Дорофей поспешно вернулся с войском в Иерусалим. Но оруженосцы лжепатриарха Феодосия и императрицы Евдокии по повелению последних заперли пред воеводою городские ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, прежде чем он дал им обещание быть с ними единомышленником в вере. Таким образом сей лжепатриарх Феодосий, возмущая Церковь, пробыл на престоле иерусалимского патриаршества двадцать месяцев, до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить его и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но, заранее узнав о сем приказании императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору [16] , где скрывался в неизвестности.

Тогда святейший патриарх Ювеналий, пользовавшийся большим уважением в Константинополе у императора Маркиана, Пульхерии и святейшего патриарха Константинопольского за свою добродетель, с соизволения императора отправился в Иерусалим, снова получил патриарший престол и начал приводить в порядок и исправлять всё расстроенное. Пустынные отцы, узнавши о его возвращении, исполнились большой радости и возвратились каждый в свои обители. Императрица же Евдокия, совращенная в евтихианскую ересь упомянутым Феодосием, колебалась умом, не зная, какого исповедания держаться ей. Тогда она послала нарочного в Антиохию к преподобному Симеону Столпнику [17] , испрашивая у него полезного совета и наставления. Последний написал императрице письмо, приказывая ей примириться с святейшим православным патриархом Ювеналием и последовать его благочестивому учению. Императрица немедленно так и поступила и, всенародно отрекшись ереси, соделалась общницею Церкви кафолической. Видя сие, обратилось к православию по примеру императрицы бесчисленное множество народа, мирян и черноризцев, обольщенных ранее еретиком Феодосием.

После сего святой Ювеналий остальное время своей жизни прожил в мире, украшая святую Церковь словом, жизнью и пастырскою бдительностью. В Прологе записано о нем также следующее.

Когда Маркиан с Пульхерией устроили во Влахерне во имя Пречистой Девы Богородицы церковь, то они писали к святому Ювеналию, спрашивая его: знает ли он, где было положено тело Богоматери? Патриарх ответил, что не знает, однако напомнил древнее правдивое сказание, о том, как было похоронено тело Богоматери, как святые апостолы слышали в продолжение трех дней Ангельское пение и как по прошествии трех дней открыли гроб Богоматери ради одного ученика, не бывшего при погребении, причем не обрели тела Богоматери, но нашли только гробные пелены.

Читайте также:  Полочка для икон прямая трехъярусная

Выслушав сие, император и императрица снова написали к патриарху, упрашивая его, дабы он прислал к ним по крайней мере запечатанную гробницу Богоматери с пеленами, – что патриарх и исполнил.

Святой Ювеналий, потрудившись всего в сане священном тридцать восемь лет [18] , с миром почил и предстоит ныне с небесными иерархами пред престолом славы великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

[1] Феодосий II (Младший) царствовал с 408 г. по 450 г.

[2] Память его празднуется Св. Церковью 20 января.

[5] Несторианская ересь основана Несторием, епископом Константинопольским, несправедливо учившим, что от Девы Марии родился не Бог, но человек Иисус, в котором человечество соединилось с Божеством благодатным образом во время Его земной жизни. Поэтому Матерь Божию он называл Христородицею, а не Богородицею. Ересь Нестория была осуждена на III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в Ефесе.

[6] Ефес – малоазийский город, лежавший между Смирною и Милетом. В истории христианской Церкви Ефес известен как место проповеднической деятельности св. апостола Павла в его третье благовестническое путешествие.

[7] Кирилл (I) патриаршествовал с 412 г. по 444 г.

[8] Император Маркиан царствовал с 450 г. по 457 г.

[9] Евтихий, архимандрит Константинопольский, известен как основатель ереси евтихианской, или монофизитской. В противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества Евтихий учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божеством, и потому в Нем следует признавать только одну природу – Божественную.

[10] Халкидон, или Калхедон – первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря); впоследствии – столица Вифинии – малоазийской провинции.

[11] Четвертый Вселенский Собор был в 451 г.

[12] Евагрий – антиохийский юрист, автор «Церковной истории», обнимающей время с 431 г. по 494 г. Жил с 537 г. по 594 г.

[13] Александрия – знаменитый в древности город, основанный Александром Македонским на берегу Средиземного моря при устье реки Нила. Александрия в древности была первым городом в мире после Рима и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства – рассадником христианского просвещения. – В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море.

[14] Феодосий (незаконно) патриаршествовал в течение 20-ти месяцев (с декабря 451 г. по август 453 г.).

[15] Моавитяне обитали в Палестине к востоку от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Название это было усвоено им по имени Моава, сына Лотова, от его старшей дочери (Быт.19:30-37).

[16] Синайская гора находилась в пустынях Каменистой Аравии; сюда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Здесь дан был Богом закон, выраженный в 10 заповедях. – В христианскую эпоху на этой горе подвизались многие иноки. В V веке весь пустынный Синайский край, несмотря на бедность своей природы, был усеян скитами. Гора Синай в настоящее время называется арабами Джебель-Тур-Сина.

[17] Разумеется Антиохия Сирийская, стоявшая при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Она основана была Селевком Никатором за 300 лет до Р. Хр. Вблизи этого города и подвизался на Дивной горе преподобный Симеон Столпник (память его совершается Св. Церковью 24 мая).

[18] Ювеналий патриаршествовал с 420 г. по 458 г.

Источник статьи: http://agios-icons.ru/agios/svyatitel_patriarh_iuvenaliy_yuvenaliy_ierusalimskiy/2191/