Меню

Жанр молитвы 6 класс

Молитва

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном.

В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

В жанре молитвы сочиняют свои произведения поэты и композиторы. В «Детском альбоме» П. Чайковского есть две пьесы-молитвы: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Ария Ивана Сусанина — главного действующего лица одноимённой оперы М. Глинки — также написана композитором в духе молитвы. Принимая решение завести врагов Руси — польских захватчиков — в непроходимые лесные чащи, Сусанин молит Бога:

    Горька моя судьба,
    Ужасная тоска закралась в грудь мою.
    Терзает сердце скорбь.

В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» композитора XX в. В. Гаврилина также звучит «Молитва». В ней умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу и с раскаянием, и с благодарностью. Звучание мужского хора и колокольный звон, сопровождающий речитатив-монолог солиста, создают ощущение присутствия в храме.

  • Какие образы рисует музыка П. Чайковского, М. Глинки, В. I аврилина, написанная в жанре молитвы? Что роднит эти образы между собой? Какое эмоциональное состояние выражено в них композиторами?
  • Назави особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчёркивают их принадлежность к жанру молитвы.

К жанру молитвы в своём творчестве обращались и знаменитый поэт и композитор, бард Булат Окуджава, и иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под. гитару!

  • Послушай две песни — «Молитву» Б. Окуджавы и «В минуту скорбную сию. » иеромонаха Романа. Раскрой содержание этих песен-молитв.
  • Какие слова, по твоему мнению, написаны на картине И. Орлова «Вечерняя молитва»?

Источник статьи: http://tepka.ru/muzyka_6/24.html

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина.

Молитва как музыкальный жанр

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);

— тема молитвы в русской музыке;

— музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.

Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.

«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».

Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.

Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Что вдохновило композитора написать симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также обратить внимание на строение инструментов. Гусли и арфа – щипковые инструменты. На скрипке тоже можно играть щипковым способом, однако, более распространено исполнение смычком. Фортепиано хоть тоже струнный инструмент, но имитировать на нём аутентичную игру на гуслях непросто.

Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/conspect/

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина.

Молитва как музыкальный жанр

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);

— тема молитвы в русской музыке;

— музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.

Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.

«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».

Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.

Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Что вдохновило композитора написать симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также обратить внимание на строение инструментов. Гусли и арфа – щипковые инструменты. На скрипке тоже можно играть щипковым способом, однако, более распространено исполнение смычком. Фортепиано хоть тоже струнный инструмент, но имитировать на нём аутентичную игру на гуслях непросто.

Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/conspect/254602/

Читайте также:  Молитва от злых людей за всю семью