Меню

Зухр после пятничной молитвы

Зухр после пятничной молитвы

ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ

Все ханафитские, шафиитские, маликитские, ханбалитские ученые говорят о допустимости совершения дневной молитвы после пятничной. Они указывают следующие причины для совершения этой молитвы:

Во-первых, когда в одном населенном пункте совершается несколько пятничных молитв, то неизвестно, какая совершена пер­вой, поэтому есть необходимость совершения дневной молитвы, так как неизвестно, где была принята пятничная.

Во-вторых, если отсутствует одно из условий пятничной молитвы.

В-третьих, если верующий успел только на ташаххуд, то ему следует встать после приветствия имама и совершить четыре ракяата дневной молитвы. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, ваджиб ли эта молитва, мандуб или мустахаб. Причина этого разногласия в том, что ученые придерживаются различных мнений по поводу дозволенности нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте. Имам аш-Шафии сказал: «Города будут расти, в них станет много различных зданий, в том числе много больших и маленьких мечетей, но несмотря на это я считаю более предпочтительным совершение пятничной молитвы только в одной мечети, самой большой. Если же и в других мечетях будут совершаться молитвы, то следует совершать полуденные, если же кто-либо совершит пятничную, тот должен после этого совершить и полуденную молитву» [131, 1, 171]. Этого же мнения придерживались такие шафиитские имамы, как ан-Навави, ас-Субки и ар-Рамли. Имам Ибн Абидин в своем знаменитом комментарии пишет: «Известно, что маликиты не дозволяют совершения нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте» [46, 1, 542].

Аль-Макдаси в своем трактате «Hyp аш-шама фи зухр аль-джума» пишет: «В одном из риваятов от имама Ахмада передается запрет на совершение нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте». Также Ибн Абидин в своем комментарии пишет, что имам Абу Ханифа придерживался мнения о том, что в одном населенном пункте следует совершать только одну пятничную молитву, этого же мнения придерживался ат-Тахави, автор «Аль-мухтар» аль-Гитаби и др. Возвращаясь к нескольким пятничным молитвам, совершенным в одном населенном пункте без уважительной причины, следует сказать, что имам аш-Шафии считал совершение дневной молитвы после пятничной обязательным (ваджиб). Что касается ханафитов, то они разделились во мнениях, одни сказали, что это обязательно, другие сказали, что это желательно (мандуб). Их мнению последовал и имам Ахмад. Как видите, этот вопрос связан с иджтихадом, поэтому мы не имеем права порицать тех, кто не читает, также не имеем права за­прещать тем, кто читает эту молитву. Несмотря на это разногласие нам необходимо следовать хадису Пророка: «Мусульмане подобны одному телу, когда болит какой-либо орган, то все тело отзывается жаром».

Я слышал, если после пятничного намаза не совершать обеденный, его можно не возмещать, потому что он окажется шестым, а нам велели только 5 намазов. Верно ли это?

– Что касается совершения обеденного намаза после пятничного, то об этом много говорить не нужно, т. к. его необходимость доказана в книгах выдающихся алимов и самими алимами. А что касается человека, который говорит, что вы якобы делаете шестой намаз, то это не сойдет ему с рук.

Мухаммад Рамали, когда его спросили об этом, сказал: «Этот человек лгун, невежа, заблудший и, что если он убежден, что шафииты обязывают к этому как к шестому фарзу, он станет неверным (кафиром) и будет похож на вероотступника. А если он это говорит, потому что так говорят другие, то таких нужно наказывать».

Читайте также:  Вечерние молитвы от пасхи до вознесения краткое правило

Источник статьи: http://islam-dag.ru/publ/namaz/sovershenie_obedennogo_namaza_posle_pjatnichnoj_molitvy/5-1-0-162

Совершение полуденной молитвы (Зухр) после пятничного намаза

Выясним, заменяет ли в полной мере пятничная молитва («Джум‘а») полуденную (Зухр)?

Итак, если пятничная молитва совершается жителями города совместно в одной мечети, то молитва полна и самодостаточна. После такой молитвы совершение полуденной (Зухр) недопустимо и запрещено. Таково мнение всех богословов. Подчеркиваю – всех мусульманских ученых без исключения.

Если же в одном городе несколько мечетей, то:

1) «в той мечети, где первыми сказали начальный «такбир»[1] двух ракяатов фарда пятничной молитвы, не совершают полуденную молитву. Для всех остальных мечетей совершение ее обязательно, если в городе чрезмерно много мечетей. В противном случае (если мечетей мало) – только желательно», – утверждают богословы шафиитского мазхаба;

2) «пятничные молитвы всех мечетей города являются самодостаточными и полноценными. Для тех, кто все-таки желает совершить полуденную, строго порицаемо (макрух тахриман) совершение ее в джама‘ате, вместе с имамом», – считают богословы ханафитского мазхаба.

Уместно будет упомянуть здесь мнение богослова нашего времени Вахбы аз-Зухайли: «Пятничная молитва – это основная обязательная (фард) молитва своего времени. Те, кто говорит об обязательности совершения молитвы в одной и единственной мечети, обосновывают это фактическим положением дел во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самостоятельным аргументом (в пользу того, что после увеличения числа мечетей в одном населенном пункте принимается молитва только в одной из них) это не может быть. Конечно же, лучше, если все верующие будут вместе читать молитву в одной мечети (но на практике в сегодняшних городах и мегаполисах это невозможно).

Если прихожанин хочет перечитать полуденную[2] молитву вслед за пятничной в одиночку, то никто не вправе ему это запретить. В то же время необходимо препятствовать случаям, когда полуденная молитва вслед за пятничной совершается сообща, в джама‘ате, так как это нарушает единство мусульман. Канонически невозможно проводить аналогию (кыяс) между сегодняшними крупными городами, где число мусульман велико, с городом Мединой во времена пророка Мухаммада, когда число мусульман было незначительным. Правитель (халиф) сегодня – это проповедник мечети (хатыб). Минбар – это средство донесения до мусульман путей решения многих проблем. И то, что во времена Пророка и праведных халифов не было ни случаев, ни каких-либо причин перечитывать полуденную молитву после пятничной, явно указывает на отсутствие сегодня причин для обязательного перечитывания Зухра после пятничной молитвы. Поэтому коранический завет об обязательности совершения пятничной молитвы остается единым и единственным (на данное время недели и дня)»[3].

Другой из богословов нашего времени после подробного канонического исследования обсуждаемого вопроса сделал следующее заключение: «Пятничная молитва («Джум‘а») – это основная обязательная полуденная молитва пятницы. Зухр может совершаться (как индивидуально, так и джама‘атом) вместо нее (вместо пятничной) в пятницу только в случаях опоздания на пятничную молитву, а также теми, для кого последняя необязательна (путники, женщины, немощные или больные)»[4].

Читайте также:  Как избавиться от тоски по человеку молитва

Нужно учитывать, что данное положение (совершение полуденной молитвы после пятничной) не имеет явного обоснования в Священном Коране или Сунне. Во времена Пророка и праведных халифов в одном населенном пункте не было много мечетей, а если они и были, то пятничная молитва совершалась в самой крупной мечети, где присутствовало и руководство города. Слова о «более раннем завершении молитвы в одной из мечетей» также из разряда религиозных предположений. Ученые ханафитского мазхаба дали наиболее реалистичное, со взглядом на будущее, религиозное заключение, обосновывая его, наряду со многими другими аргументами, кораническим аятом о легкости в религии[5] (о чем говорится и в хадисах) и тем, что искренне совершаемые деяния, тем более в деле поклонения Господу (‘ибада), принимаются и не отвергаются Им.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Слова «Аллаху акбар», произносимые с поднятием кистей рук в самом начале молитвы.

[2] В случаях, когда в городе несколько мечетей и молящийся не знает, какая из них завершает молитву раньше, или когда отсутствует необходимый кворум прихожан, может быть совершено четыре ракяата полуденной молитвы. В этом случае намерение будет таким: «Намереваюсь совершить четыре ракяата фарда завершающей полуденной молитвы» (или – «намереваюсь совершить полуденную молитву (Зухр) из предосторожности (اِحْتِياَطاً)». Именно не самостоятельной как шестой, а в качестве дополняющей и завершающей одну из пяти обязательных. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.]. Т. 1. С. 167, 168); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1300.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1331, 1332, 1328.

[4] См.: Аль-‘Аккязи М. Итхаф аль-анам би ахадис аль-ахкям фи аль-‘ибадат [Одаривание людей хадисами канонических положений относительно поклонений (Богу)]. Каир, 1996. С. 83.

[5] «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада). Об этом говорится также во многих других аятах и достоверных хадисах.

Источник статьи: http://umma.ru/sovershenie-poludennoj-molitvy-zuhr-posle-pyatnichnogo-namaza/

Совершение полуденного намаза (зухр) после пятничного (джум’а)

Суфизм: его представители совершают намаз-зухр после джум’а под предлогом того, что количество молящихся было меньше сорока, или что молящиеся плохо читают «Фатиху» или не понимают ее смысла или не понимают смысла пятничной проповеди (хутба), или что в городе две мечети, и неизвестно, в какой из них намаз-джум’а совершается раньше. Или же они поступают так без аргументов, подражая своим предкам, поступавшим так, или просто из-за возникшего у них сомнения в правильности прочитанного ими пятничного намаза, следуя за своими страстями.

Ахлю-с-Сунна: считают совершение намаза-зухр после пятничного намаза нововведением (бид’а), поскольку Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал так и не приказывал нам поступать так. И мы должны либо совершать намаз-джум’а с исполнением необходимых условий, и не совершать намаз-зухр после него, либо совершать намаз-зухр, при отсутствии необходимых для совершения намаза-джум’а условий. Что же касается совершения намаза-джум’а и после него намаза-зухр, то есть объединения между ними под одним из вышеупомянутых предлогов, то этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не делал. А что не соответствует его делу, то будет отвергнуто, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто сделал дело, которое не соответствует нашему делу, оно будет отвергнуто»[606].

Читайте также:  Стих молитвы наших матерей

Относительно необходимых условий намаза-джум’а и обязательности наличия определенного числа молящихся существуют разногласия между учеными и долгие дискуссии, упоминанию которых здесь не место. И у аш-Шафи’и есть высказывание о том, что наличие сорока мужчин, проживающих в данном месте (не путешественников), на которых лежит обязанность совершать намаз-джум’а, является непременным условием его совершения. Кто желает действовать согласно этому высказыванию, должен совершать намаз-джум’а, если набралось сорок молящихся, а в противном случае им следует отказаться от совершения намаза-джум’а и совершить намаз-зухр, ограничившись им. Поскольку наличие сорока мужчин, исходя из этих слов, является непременным условием правильности совершения намаза-джум’а. А это означает, что намаз-джум’а является недействительным, если это условие не соблюдено. Зачем же тогда читать этот намаз, если необходимое условие не соблюдено? И какая польза в совершении намаза, который недействителен? Так же, как намаз без омовения (вуду’) является недействительным, так и намаз-джум’а – согласно версии о необходимости наличия сорока мужчин – не является действительным при их отсутствии. Что же касается суфиев, то они поступают согласно и тому и тому, «сшивая» их в одно и, таким образом, внося в религии нечто новое, о чем не знал ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники, ни имамы. Значит, совершение намаза-зухр после намаза-джум’а является нововведением (бид’а), если человек считает его сунной, и может стать куфром, если он считает, что это обязательно (фард) вместе с обязательностью намаза-джум’а, потому что Аллах возложил на нас в каждое из времен пятикратного намаза совершение только одного фарда. И это относится к информации о религии, известной всем, и кто добавит к этому и будет считать, что мы обязаны совершать шесть намазов-фард, или убавит от этого и будет считать, что на нас возложено всего четыре, тот является кяфиром.

Что же касается хорошего чтения «Фатиха», то оно обязательно во всех намазах в соответствии со способностью человека, и оно не является особенность намаза-джум’а. Что же касается того, на что молящейся не способен… На него не возлагается то, что выше его сил, поскольку Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее. И если молящейся выполнил то, на что способен, все его намазы будут считаться действительными, включая и намаз-джум’а. Если же он сомневается в действительности своего намаза-джум’а из-за того, что он плохо читает «Фатиху», то это же сомнение присутствует и при совершении им всех остальных намазов, не только намаза-джум’а.

Что же касается утверждения суфиев о том, что понимание смысла «Фатихи» и хутбы являются необходимым условием действительности намаза (джум’а и других), то такого не говорил никто из имамов.

Источник статьи: http://studopedia.ru/12_17892_sovershenie-poludennogo-namaza-zuhr-posle-pyatnichnogo-dzhuma.html